В Жигаловском районе работает земский учитель из Ставрополья

 «Махнул» не глядя

К новому месту работы Илья Смирнов добирался на своей машине четыре дня через всю Россию. Приехал в Жигалово из Ставрополья по программе «Земский учитель». Коллега-москвичка вернулась обратно всего через пару месяцев работы в сельской школе – не выдержала. А он остался и не жалеет о своем выборе.

 

Мечта о Байкале

Дойти до учительской после урока для Ильи Смирнова всегда проблема. Едва прозвенит звонок, его тут же обступают ученики:

– Илья Михайлович, а у нас на следующем уроке будет такая же викторина? Вы нам еще расскажете о своем путешествии? Поможете установить на мой комп программу, о которой сегодня говорили?

«Ничего удивительного, – скажут некоторые. – Дети всегда тянутся к молодым учителям!» Но дело здесь не только в молодости. Просто он сумел найти ключик к ребячьим сердцам.

– Мне 28 лет. Родился и вырос в Ставрополе, – рассказывает о себе «земский учитель». – Закончил Северо-Кавказский федеральный университет, факультет информационных систем, технологий и телекоммуникаций по специальности преподаватель иностранных языков и информатики. Одно время преподавал в школе, затем – в колледже, а несколько последних лет работал не по специальности, хотя в школу всегда тянуло.

Еще студентом прочитал статью в газете, где говорилось, что, возможно, после программы «Земский доктор» появится похожая для учителей. Но она то откладывалась, то переносилась. Илья уже и думать о ней забыл, пока случайно не увидел сайт zemteacher.apkpro.ru. Зарегистрировался, заполнил анкеты, и ему предложили несколько вариантов. Выбрал Жигалово, потому что всегда хотел посмотреть Байкал. Уже на месте понял, что «немного» промахнулся с расстоянием. На карте-то они были совсем близко!

 

Домик в деревне

Родители поначалу кинулись отговаривать сына, но, поняв, что его не переубедить, смирились. Ехать в Сибирь Илья решил своим ходом. К путешествию подготовился основательно. Набил машину вещами – и в путь. За дорогу, уверяет, насмотрелся такой красоты, какой ни в одном фильме не увидишь. В Иркутске связался по телефону с районным управлением образования. Те предупредили, что после Качуга некоторое время не будет сотовой связи, попросили не паниковать и пообещали встретить сразу на въезде в поселок.

Когда я еще был в Ставрополье, мне показывали по скайпу, какой дом для меня приготовили, – поясняет учитель. – Я знал, что он прямо на берегу реки Лены. Большой, деревянный, есть баня. Когда вселился, мне предоставили мебель, холодильник, электроплиту, душевую кабину. Дом полностью благоустроенный. Я взял с собой вешалки, посуду, москитные сетки, потому что меня предупреждали, что здесь очень много мошки. Приехал в конце августа, поэтому, к счастью, почти ее не застал. Еще я набрал инструмента. Отец меня всему научил. Мои родители ведь тоже живут в частном доме, поэтому я приучен и печку с баней топить, и отремонтировать кое-что, если потребуется. 

 

Сибирский менталитет

Больше всего, признается, он переживал о морозах. Старший брат, который работает в Красноярском крае, предупреждал, что самой холодной ему покажется первая зима. А Илья, наоборот, был приятно удивлен:

– Ваши минус 30, как у нас минус 5! У нас очень большая влажность и ветра, а здесь холод ощущается совсем по-другому. Такое количество снега тоже поразило и голубой лед на реках.

Еще, говорит, его удивил сибирский менталитет. В первые месяцы к нему внимательно присматривались. Никто не лез в душу с расспросами, не любопытствовал, были приветливы, но держались на расстоянии. Настороженно относились и ученики.

 

 

– Ставропольские ведут себя более раскованно, с легкой вызывающей ноткой. Так, словно все им что-то должны и чем-то обязаны. Видимо, это из-за того, что живут в большом городе, – рассуждает Илья. – Допустим, здесь угощаешь ребят конфетами, спрашивают: за что? Те бы сказали: а почему только одна? Причем это касается не только детей, но и взрослых. Прислали мне как-то из дома большую банку меда. Я его не ем, предложил своей коллеге, тут же спрашивает: сколько стоит? На Ставрополье такого вопроса просто бы не возникло. Спросили бы, почему так мало. Может быть, это из-за того, что у вас суровый край, а чтобы что-то получить, нужно много трудиться?

Хотя, продолжает, если сравнивать по душевным качествам, сибиряки просто вне конкуренции. Однажды у Ильи замерзла картошка. На следующий день одна учительница принесла ему ведро новой, вторая – ведро лука, третья – овощей.

Я стараюсь готовить себе сам, но некоторые коллеги до сих пор пытаются меня подкармливать, – смеется молодой педагог. – Если готовят мясо, то и на меня тоже. Я уже попробовал изюбрятину, сохатину, дикую козу. Невообразимо вкусно! А первого тайменя добыл сам. Ездил порыбачить за Тутуру. Поймал, сфотографировал и отпустил. Местные на меня посмотрели, мягко говоря, странно…

 

Пятерки и сладости

Учебную нагрузку Илье Михайловичу дали приличную. В Жигаловской школе №2 он ведет английский язык, в Рудовской – информатику. Зарплата получается достойной, на жизнь более чем хватает. Старается найти подход к каждому ребенку, чтобы никого не обделить вниманием. Не так давно, например, проводил контрольную работу, но не в обычном формате, а в виде викторины. Сначала был небольшой текст, а после ученики отвечали при помощи карточек на вопросы «правда или нет?». Еще при помощи жестов и букв английского алфавита они разгадывали задуманное слово или целую фразу. За правильные ответы и хорошие отметки Илья Михайлович старается всегда поощрять учеников сладостями. Уверен: учеба – это труд, и за хороший результат всегда должно быть вознаграждение. В начале года, говорит, ребятишки жаловались, что он много задает, и оценки были не ахти какие: в одном классе, например, восемь троек, ни одной пятерки, остальные – незачет. Теперь здесь же по его предмету десять отличников, остальные – хорошисты.

 

Заяц во дворе

Но больше всего, признается, он восхищен природой:

Тайгу я увидел впервые. Только здесь я понял, что такое настоящие деревья. Когда выходишь утром на крыльцо с чашкой кофе, а перед тобой река, горы, лес – это же настоящее чудо. Однажды ко мне в ограду забежал заяц. Рассказал в школе, коллеги смеялись: хорошо, что не медведь или волк! Зато моя подруга, которая живет и учится в Швейцарии, была просто в восторге – экзотика! Я уже побывал в некоторых деревнях и селах Жигаловского района. Поразили старинные деревянные дома – просто музей под открытым небом! Был в Листвянке, смотрел нерп. В Иркутске у меня появились знакомые – члены литературного клуба, которые подарили мне путеводитель по Иркутску «Бабробук». В нем столько всего интересного о декабристах, политссыльных, иркутских меценатах… Теперь мечтаю увидеть Байкал и в нем искупаться.

Илья говорит, что «миллион – не главное». Без желания работать педагогом, в школу он никогда бы не вернулся. И о своем переезде ничуть не жалеет:

Пока ни одного негатива ни в чем я не увидел. Прекрасная природа, добрейшие люди, свежие натуральные продукты – все, что необходимо для жизни, мне хватает даже с избытком. Интернет я себе провел в первый же месяц. А от отсутствия ночных клубов и боулингов ничуть не страдаю. Мне этого не нужно было и в городе. У меня есть книги и рыбалка. Начал даже обзаводиться хозяйством. Завел кота, назвал Сырником. Летом ко мне собираются приехать родители. Отец долгое время работал дальнобойщиком и в ваших местах тоже бывал, рассказывал о них. Кто знает, как жизнь обернется, может отец с матерью тоже решат переехать?