Бурятская мифология в искусстве

Работы мастера Усть-Ордынского центра художественных народных промыслов Валентины Ажуновой напоминают разговор с предками. Они – покровители и помощники в ее творчестве.

 

Знаю много мифов и легенд

После окончания факультета изобразительных искусств Валентина, художник декоративно-прикладного направления, начинает искать свой путь в творчестве.

– У меня смешанная техника, больше графика, не классическая живопись. Еще керамику люблю. Когда трогаешь материал руками, месишь глину, чувствуешь фактуру, – говорит она. – Я знаю много мифов, легенд, сказок. Изучала прикладное искусство, историю орнаментов, одежды. Мне близки темы мифологии, космоса и построения нашего мира.

Живопись, панно из войлока, конского волоса, ткани… Кажется, в ее руках перебывали разные материалы. И собственный авторский стиль был найден.

 

 

Работы Валентины Ажуновой проникнуты духом шаманизма с его символичностью и философией. Самобытные полотна, в которых слились традиции современного искусства и символика предков, сложны и узнаваемы. Каждая картина – некий код, зашифрованный в знаках кочевника – человека земли и ветра.

Художник творчески осмысливает духовный опыт поколений. Мифологию западных бурят, в которой духи воды, земли и неба живут вместе с людьми, Валентина Ажунова переносит в свои произведения.

 

Пантеон божеств

Ее палитра – синий, зелено-коричневый, кирпичный цвета, ближе к охре… Вот картина, где четыре духа в человеческом облике заботливо, по-отечески склонились над юртами – жилищами людей.

– Как приходит замысел, рождаются образы?

– Работает родовая память. За моей спиной стоит череда предков. Они и подсказывают мне идею, дают новую пищу для творчества. Порой замысел приходит в ярком сне. Тогда торопишься сделать эскиз или набросок. Бурятская мифология неисчерпаема, погружение в ее многовековые пласты бесследно не проходит. Когда читаешь мифы, смотришь в реальности на какие-то картинки, начинаешь синтезировать, смешивать. Бывает, образ, идея могут родиться из бытовых сценок, когда горит огонь, кто-то топит печь. В поиске нет ограничений, главное – быть смелым и не останавливаться.

Интересен цикл картин «Миф». На них – пантеон божеств, духи-Эжины, которые всегда – защитники. На отдельных работах в образах языческих божеств угадываются черты христианской иконографии, что не противоречит теме защиты человека небесным воинством.

Одна из любимых работ художницы – «Писаницы. Метаморфоз». В авторском прочтении легко угадывается тема Ленских Шишкинских писаниц. Мастер выполнила подмалевок (вариант эскиза в живописи), получилась река времени, где каждый образ – сплошь сакральность и таинство. Эта картина также свидетельствует о жизни прародителей и необъятности Вселенной.

 

 

Работы из глины, маски тоже подчинены теме мифов и легенд.

– Маски наши предки использовали для перевоплощения в духов. Они делали их из сыромятной кожи козла или барана, я работаю с войлоком, – говорит Валентина.

Малые формы у художницы легко соседствуют с большими панно. Вот «Мировое Древо», символизирующее Верхний, Срединный и Нижний миры. По шаманской космогонии, именно дерево объединяет все три мира. Работа сложная и по воплощению – подготовка войлока, элементов панно, вязание крючком из конского волоса занимают немало времени.

Коллекция на основе женских свадебных украшений «Нархинсак», органично сплетенная с символом – бараньим рогом, тоже из серии больших форм.

– В старину бараний рог был везде – на сундуках, колчанах, стрелохранилищах, сумках и украшениях. Это сакральный элемент, – поясняет мастер.

Художница задумывается о новых техниках, например, освоить эмаль горячего отжига.  Это тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. И керамика тоже не самодостаточна и не статична, ее можно соединить, например, с бронзой, размышляет Валентина.

11 лет она работает в Усть-Ордынском центре художественных народных промыслов, создает эскизы для оформления культурно-спортивных, юбилейных мероприятий в округе. Год назад состоялась ее персональная выставка «Покровители», где была представлена декоративная живопись, изделия из керамики, дизайнерские костюмы.

Сегодня художница готовится к выставке в Доме Рогаля в Иркутске, ее работы будут показаны в музее бурятского искусства имени Ц.С. Сампилова в Улан-Удэ. Это вернисаж, посвященный 25-летию Усть-Ордынского центра народных промыслов.

– Мне однажды сказали: «Это предки через вас освещают людям дорогу, подсказывают»…

– Что именно?

– Что мы не одни во Вселенной, что нас оберегают и поддерживают. А это дарит надежду…