Даже новые дома дают трещины

В регионе продолжают обследовать дома 335-й серии. Восемь зданий уже признали аварийными – они не отвечают нормам по сейсмостойкости. «Людей нужно расселять как можно быстрее», – заявил губернатор Игорь Кобзев. Между тем от недавних землетрясений пострадали и новые строения.

 

Справки для страховых компаний

Подземные толчкив сентябре, декабре и январе для некоторых жителей Приангарья не прошли бесследно. В соцсетях они делятся кадрами трещин на стенах. Галина Иванова из поселка Маркова Иркутского района – одна из тех, чей дом пострадал.

Цифра:

Иркутские ученые зарегистрировали более 100 афтершоков после землетрясения в Монголии

Мы живем здесь впятером, муж, я и трое детей, – рассказывает она. – Построились недавно, в 2018 году. Дом из блоков полистиролбетона. Это прочный материал, выдержит и 9 баллов. Сентябрьское землетрясение он пережил нормально. А после декабрьского пошли трещины, их много и на несущих стенах. Возводили дом своими силами, но на нашей улице сосед строил с привлечением грамотных специалистов, по всем нормам и правилам, и у него тоже пошли трещины после землетрясения. Дом у нас еще в процессе ремонта. Где нет обоев, мы трещины увидели сразу, а под обоями заметили потом, когда приходил специалист и осматривал. Страшно, как поведет себя дом дальше, тем более после землетрясения в Монголии у нас пошли новые трещины, а в тамбуре между блоками даже улицу видно. Мы взяли уже две справки у геофизиков, после декабрьских и январских событий обратились в страховую компанию. Там нам насчитали 20 тысяч, но мы с этой суммой не согласны и подали документы на пересмотр, если ответят тем же, будем судиться.

Всего с сентябрьского землетрясения за справками для страховых компаний в Байкальский филиал Единой геофизической службы РАН обратились более 50 человек. В основном это жители Иркутска и пригорода, Ангарска, Шелеховского района.

 

 

Справки имеет смысл брать, если в населенном пункте ощущалось землетрясение в 5 или 6 баллов. Дома в этом случае повреждаются. Если 4 балла, то маловероятно, что страховая компания выплатит компенсацию, – говорит директор филиала Елена Кобелева.

 

Заполните анкету

Она призывает население активнее заполнять анкету на сайте www.seis-bykl.ru. Даже если повреждений в вашем доме нет, эти данные помогут специалистам собрать более точную информацию по интенсивности сейсмособытия.

На сайте слева мигает надпись «Ощущали ли вы землетрясение?». Это и есть анкета для населения, – говорит Елена Кобелева. – Чем больше таких анкет будет заполнено, тем больше у нас данных. По двум последним землетрясениям сводной информации пока нет, но рядом уже размещены данные по сентябрьскому. Из Иркутска пришло 1458 анкет.

Анкеты геофизикам нужны для моделирования изосейсмических карт, определения эпицентра землетрясения, балльности в той или иной местности и других параметров.

 

Проверка на прочность

Многоквартирные дома в регионе перенесли серию землетрясений с малыми потерями. Но, по словам экспертов, за ними надо постоянно наблюдать.

– После того, как здание введено в эксплуатацию, в течение пяти лет на него должен быть составлен паспорт. И каждые пять лет необходимо проверять исходные данные. Это можно делать разными способами: с помощью радаров, просвечивающих здание, сейсмическими методами, посредством строительного обследования всех узлов, – продолжает Елена Кобелева. – Сейсмические методы – самый безопасный вариант, не надо ничего разбирать, ремонтировать, достаточно просто поставить датчик на первом и последнем этажах и по микросейсмам от проезжающих машин, людей, которые спускаются по лестницам, можно построить кривые, которые показывают, как здание себя ведет, сохранило ли оно первоначальную структуру, а может, стало более жестким или, наоборот, раскачивается сильнее, чем несколько лет назад. К сожалению, такая работа в нашем регионе не проводится.

 

 

Проверка домов на сейсмостойкость рекомендована и старому жилому фонду, особенно домам 335-й серии. В январе при землетрясении часть из них серьезно пострадала. Это пять домов в Усолье-Сибирском, два в Зиме и один в Хомутово.

На переселение и снос необходимо более 1 млрд рублей, – уточнил губернатор Игорь Кобзев. – Сумма немаленькая. Ищем возможности войти в действующие жилищные программы. Работаем над вопросом строительства в Ангарске и Усолье-Сибирском новых многоквартирных домов для жителей хрущевок. В Зиме и Хомутово предпочтительнее малоэтажные деревянные дома. Люди согласны. Время работает против нас. Надо оперативно определить алгоритм и приступать.

 

Комментарий:

Глеб ПИЧКИН, иркутский психолог:

– Во время землетрясения мы испытываем тревогу и панику. Здесь важно понимать, что перед стихией мы бессильны, честно себе об этом сказать. Надо спросить себя: «Что я могу конкретно сделать в этой ситуации, как обезопасить себя и близких?» и продумать алгоритм действий. Лично я тоже боюсь землетрясений, но после сентябрьского изучил инструкцию о том, что нужно делать, собрал сумку с документами, она теперь всегда наготове. С готовым планом действий тревога постепенно будет снижаться.