Как развивается заповедный туризм в Приангарье

Инвестиции в нацпарк

Почти 100 инвесторов Иркутской области намерены вкладываться в развитие Прибайкальского национального парка. Причем деньги планируется направить не на гостиницы и базы отдыха, а на инфраструктуру особо охраняемых территорий. Например, на экологические тропы или информационные центры для туристов.

 

Мыс Бурхан спасут от разрушения

В прошлом году специалисты «Заповедного Прибайкалья» приступили к восстановлению мыса Бурхан и Сарайского пляжа. Сделали экологические тропы, установили информационные аншлаги, вели работы по рекультивации оврага. По словам директора Умара Рамазанова, стоило только обозначить тропинки, туристы сразу начали по ним ходить, а вытоптанные места – восстанавливаться. В 2021 году учреждение начнет комплексное благоустройство территории.

– Мы привлекли ученых, которые обследовали мыс, – рассказал он. – Результаты неутешительные. Идет деградация из-за высокой антропогенной нагрузки. Часть мыса может реально отколоться или осыпаться, если ничего не делать. Спасти его можно. Поэтому мы решили сначала все укрепить, восстановить, а потом реализовывать проект благоустройства.

Как сообщили в «Заповедном Прибайкалье», работы планируется проводить за счет средств местных предпринимателей. Вход на мыс останется свободным. Умар Рамазанов заметил, что такой подход по привлечению инвесторов предусмотрен и программой комплексного развития особо охраняемых территорий:

– Инвесторы смогут посмотреть, где и как можно строить. Готовим документы, которые позволят бизнесу получить весь пакет согласований уже на стадии вхождения в программу. Замечу, что на нее не будут направляться деньги федерального бюджета – только средства инвесторов.

 

На Ольхоне появится необычная гостиница

Внебюджетные доходы «Заповедного Прибайкалья» (в 2020 году они составили 25 млн рублей) также тратятся на иные цели. В прошлом году они были направлены на обустройство троп, маршрутов, санитарных зон, вывоз и уборку мусора, утилизацию свалок, затонувших судов, отсыпку и ремонт дорог, покупку запчастей и ГСМ, защиту населения от диких зверей.

 

 

Сегодня у нас около 100 заявок от компаний, готовых инвестировать в развитие нацпарка, – заявил Умар Рамазанов. – И они будут вкладывать деньги не в гостиницы, а в инфраструктуру для развития экотуризма, чтобы снизить антропогенную нагрузку. Это строительство экотроп, информационных центров, реализация других проектов в рамках концепции. Инвесторам, которые планируют заходить с так называемыми Хилтонами, мы будем отказывать. Или предлагать альтернативные варианты.

Директор «Заповедного Прибайкалья» привел в пример предпринимателя, который вел весьма доходный бизнес на Ольхоне, но решил реализовать необычный проект. Он планирует полностью перестроить турбазу для приема туристов с ограниченными возможностями. Это будет небольшая гостиница на 40 мест. На средства гранта Ростуризма бизнесмен намерен купить специальный микроавтобус, чтобы привозить туристов на Ольхон. В планах еще коляски с высокой проходимостью, чтобы передвигаться по песку.

 

Сверяем границы

Умар Рамазанов рассказал, что одним из важнейших событий 2020 года стала постановка на кадастровый учет внешних границ Прибайкальского национального парка. Проведен конкурс на выбор подрядчика по зонированию внутри территории нацпарка, в том числе с определением границ населенных пунктов. Срок выполнения работ – второй квартал 2021 года.

 

 

Всего в границах нацпарка – 53 муниципальных образования, в которые входят 73 поселения. Поставить на кадастр границы населенных пунктов должны местные власти. Поручение президента России Владимира Путина облегчает задачу, позволяя установить их по фактической застройке. Но все равно возникают сложности, в частности по участкам, которые были выделены в большом количестве, но так и не застроены. Их около 200. Еще одна проблема – генплан Хужирского МО, который был признан судом недействующим.

По словам директора «Заповедного Прибайкалья», создана рабочая группа, в которую входят представители ФГБУ, прокуратуры и правительства Иркутской области. Когда границы поселений все-таки установят, жителям разрешат строить дома, социальные объекты и т.п. А вот все постройки на Сарайском заливе планируется снести, потому что это территория нацпарка. Сегодня в судах рассматриваются иски по 60 таким объектам, которые расположены в Ольхонском, Иркутском и Слюдянском районах.

 

Нарушения и штрафы

В 2020 году из-за пандемии Прибайкальский национальный парк и Байкало-Ленский заповедник посетило 137 тыс. человек – на 20% ниже показателей 2019 года. Но у сезона есть и плюсы. Так, 70% туристов – это жители Иркутской области. Годом ранее их доля составляла 34%. Более 23 тыс. разрешений оформили иностранные граждане (в 2019-м – 90 тыс.). Правда, такой всплеск внутреннего туризма привел к росту нарушений на территории нацпарка. В 2020-м инспекторы составили 433 протокола, в 2019-м их было 312, в 2018 году – 237. Наложено штрафов на общую сумму более 1,1 млн рублей.

От гостей из других регионов мы регистрируем только единичные случаи нарушений, потому что они оформляют разрешения, – отметил замдиректора «Заповедного Прибайкалья» Василий Пестерев. – В основном нет разрешений у жителей нашего региона. Они объясняют это тем, что родились на Байкале, и разрешение им не нужно. Однако федеральный закон обязывает оплачивать посещение нацпарка всем, а внебюджетные деньги идут, в том числе, на обустройство территории для рекреационных целей. Добавлю, что цена за вход – 50 рублей для жителей Приангарья, – несопоставима со штрафными санкциями, размер которых варьируется от 3 тыс. до 4 тыс. рублей.