Стратегия-2036: ориентир на человека

Завершается работа над стратегией социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года. Для чего нужен этот документ, и какое значение имеет он для дальнейшего роста производства и повышения благосостояния населения? Об этом рассказывает заведующая отделом региональных экономических и социальных проблем Иркутского научного центра СО РАН, доктор географических наук Наталья Сысоева.

 

Цель – повысить качество жизни

– Наталья Михайловна, чем объясняется необходимость разработки и принятия стратегии?

– Стратегия входит в систему так называемого стратегического планирования, наряду с прогнозом и программой социально-экономического развития. Это определено федеральным законом, подобные документы должны формироваться на всех уровнях власти – общероссийской, в субъектах федерации и на муниципальном уровне. Стратегия страны, области или муниципального образования должна поставить цели и приоритеты развития. В свою очередь прогноз определяет условия, в которых будет осуществляться это развитие. Что касается программы, то она должна определить мероприятия и другие действия для того, чтобы цели, поставленные стратегией, были выполнены. Ну и, конечно, необходимость именно стратегического подхода важна потому, что экономика наша рыночная, а значит, многоукладная. Есть и государственные предприятия, и частные, и отдельные производители, поэтому нужны общие ориентиры, чтобы совместить интересы и возможности различных видов производств и групп населения для общего блага.

 

– Как происходит формирование стратегии?

– Начинается работа с анализа текущей ситуации и определения ресурсов, способных обеспечить рост социально-экономических показателей. Основным источником является деятельность экономического сектора, в котором ведущая роль принадлежит крупным производителям, тем, кто формирует региональный бюджет, создает наибольшее число рабочих мест. Все предприятия, имеющие планы развития на среднесрочный или долгосрочный периоды, представляют эти планы разработчикам стратегии. Они являются основой стратегии и последующих программ, позволяют определить ресурсы для развития остальных секторов экономики. Стратегическое планирование всегда было мощным стимулом экономического роста, продолжает оставаться им и сейчас. Не сдерживая развитие рыночных отношений, оно позволяет отчетливее видеть перспективу, добиваться поставленных целей, концентрируя усилия на главных направлениях.

 

– Какие этапы формирования региональной экономики вы могли бы выделить?

– Производственный потенциал региона сложился в период, когда были реализованы планы промышленного развития Восточной Сибири, разработанные еще в сороковые годы прошлого столетия. Результатом стало создание каскада гидроэлектростанций на реке Ангаре. Появление энергетических мощностей обусловило формирование Братско–Усть-Илимского территориально-производственного комплекса, одного из крупнейших проектов советской системы планирования. В дальнейшем появились металлургические и химические предприятия, было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали. Интенсивное развитие экономики вывело область в лидеры по темпам промышленного роста. Во время последующего перехода к рынку произошло сокращение производственного потенциала в основном за счет отраслей переработки. В период шоковых реформ мы потеряли значительную часть машиностроения, и сегодня очень важно восстановить утраченные позиции за счет диверсификации производств на новой ресурсной и технологической основе, где ведущими являются нефтехимия и газохимия.

 

– Как можно охарактеризовать нынешний этап социального и экономического развития Иркутской области?

– На мой взгляд, в экономике мы постепенно отходим от безусловного приоритета промышленности, и значительную роль в этом сыграли Байкал и проблемы сохранения его экосистемы. Байкал – это не только объект всемирного природного наследия. Для региона это основной драйвер развития сферы услуг, сектора экономики, нацеленного непосредственно на человека, способствующего повышению качества жизни местного населения. Экология как составляющая этого качества становится полноценным фактором производства. Это нашло отражение в стратегии, обсуждаемой в настоящее время. В ней среди приоритетов развития на первое место поставлен человеческий капитал. Это очень важный момент, который характеризуется переходом от восприятия населения как рабочей силы к заботе о его качестве, созданию условий для повышения уровня жизни.

 

Драйверы экономики

– Что, на ваш взгляд, является сдерживающими факторами для более энергичного движения в этом направлении?

– В первую очередь нужно назвать снижение доходов населения и их текущую стагнацию на фоне заметного роста валового регионального продукта в области. Мы добываем больше нефти, других полезных ископаемых, производим больше продукции, но это не влияет на уровень жизни. У нас такая структура экономики, что основной объем производства связан с крупными корпорациями, государственными или частными, поэтому значительная часть прибыли уходит из региона. Я уже не говорю про централизацию налогов. С другой стороны, существенный разрыв в оплате труда между управляющими структурами и занятыми непосредственно на производстве приводит к перекосам на рынке труда, где не хватает учителей, врачей. При этом предъявляются претензии к образовательным учреждениям, которые готовят не те кадры, а не к работодателям, сохраняющим низкий уровень заработной платы. Снижение доходов населения приводит к сжатию секторов малого и среднего бизнеса, нацеленных на внутренние региональные рынки.

 

– Некоторые специалисты называют это проблемой «работающих бедных», характерной не только для нашего региона.

– Они правы. Сокращение доходов ведет к падению потребительского спроса, который является одним из главных драйверов роста в рыночной экономике. Рынки товаров и услуг, обустраивающие жизненную среду населения и формирующие экономику «снизу», определяют и развитие малого и среднего предпринимательства. В предложенной стратегии говорится о важности этого сектора экономики, но внимание уделяется стимулированию только высокотехнологичных видов малого бизнеса, который не может быть массовым. В то же время развитие производственной деятельности, не связанной с крупными корпорациями, силами местного предпринимательства, имеет решающее значение для развития различных отраслей экономики. В их числе можно назвать лесной комплекс и строительство, позволяющие формировать производства любого масштаба в самых отдаленных районах с ориентацией на локальные рынки.

 

– В то же время Иркутская область остается ресурсным регионом, и ее развитие зависит от крупных корпораций. Что надо сделать, чтобы интересы большого бизнеса способствовали росту благосостояния населения?

– Регионы всегда будут заинтересованы в присутствии крупных корпораций, поскольку это и рабочие места, и отчисления в бюджеты, и инвестиции в производство. Как правило, взаимоотношения корпораций с территориями определяются различного рода соглашениями о партнерстве, помимо обусловленных законом отчислений в местные и региональные бюджеты. Но в целом, путь улучшения взаимоотношений внешних корпораций и населения, на мой взгляд, один – корпорации должны конкурировать с местным бизнесом за кадры для своих производств, тогда будут расти зарплаты, улучшаться условия труда. Корпорации должны играть более существенную роль в развитии региона. У нас еще с перестроечных времен существуют и переходят из программы в программу планы по строительству газопровода от Ковыктинского месторождения на юг области. Это позволит обеспечить сырьем большую и малую газохимию, осуществить газификацию производственных предприятий и населенных пунктов.

 

– На каких еще проблемах, на ваш взгляд, надо сосредоточить внимание при принятии стратегии?

– Было бы целесообразно включить в стратегию задачу по созданию отдельной концепции или программы развития Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Это даст возможность решить вопросы, связанные с корректировкой перечня запрещенных видов деятельности в этой части нашего региона и уточнением границ особо охраняемых природных территорий с определением статуса земель поселений. Такой подход станет альтернативой предложению придать Байкалу статус федеральной территории, в наибольшей степени обеспечит интересы и права местного населения.

Думаю, что большую роль в решении экологических проблем сыграет включение Иркутской области в число регионов, в которых сложились условия для формирования научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня. Главным объектом исследований нового центра будет озеро Байкал как уникальная природная лаборатория, дающая материал для работ биологического, геологического, геохимического направлений. Не менее важна и социально-экономическая сторона исследований, которая должна совместить действия по защите уникальной природы побережья Байкала с развитием местных сообществ и повышением уровня жизни.