Дно Братского водохранилища очищают от браконьерских сетей

Большой улов

Хотели полакомиться свежей рыбой, а нанесли большой вред экологии. Водоемы Иркутской области продолжают очищать от брошенных браконьерских сетей. В этом году в порядок приводят акваторию Братского водохранилища.

Уже около недели на заливах Ангары возле Свирска курсирует несколько лодок. Ловят не рыбу, а брошенные браконьерами сети. Сейчас, например, один из экипажей вытаскивает невод в несколько десятков метров. Судя по внешнему виду, пробыл он на дне водоема не один месяц.

Работать очень трудно, – признается Валентин Антонов. – Видите, вся сеть забита водорослями, мусором и гниющей рыбой. Пока вытянешь ее – семь потов сойдет. Мы используем «кошку» и трал, с помощью которых на скорости до 5 км в час чистим дно. Опускаем груз и тянем. Глубина разная, здесь, в Свирске, около 15 м. Травы на дне очень много. Из-за лесопилок – топляка – затонувших деревьев, ну и, конечно, брошенных сетей.

Сети попадаются в основном китайского производства. Цена их невелика, а значит, и бросить их браконьерам не жалко. Зато вред экологии они наносят серьезный. В них застревает и гниет рыба, распространяя бактерии и микробы.

Большая куча на берегу – «улов» всего пары дней. Сначала поднятые сети складируют, потом разрезают, чтобы охотники за речной добычей не смогли ими воспользоваться снова, а после уничтожают на специальном полигоне.

Сети, говорит Валентин, попадаются в основном китайского производства. Цена их невелика, а значит, и бросить не жалко. Зато вред экологии они наносят серьезный. В них, по словам старшего госинспектора Усольского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Алексея Перепелкина, застревает и гниет рыба, распространяя бактерии и микробы. Гибнет планктон. А если в воде происходит разложение, начинается процесс окисления. Любая рыба, в том числе и для нерестилища, предпочитает обходить стороной такие места, а значит, потомства ее здесь не дождаться.

В этом году, по мнению инспектора, случаев браконьерского лова стало больше. Свою роль в этом сыграл объявленный карантин по коронавирусу. Многие люди, отправленные на самоизоляцию, предпочли проводить время на водоемах.

Патрулировать реки и заливы приходилось с помощью полиции, чтобы в буквальном смысле выгонять оттуда людей, – делится Алексей Перепелкин. – Например, только на водоемы от Усолья до Ангарска летом выходило до 1700 лодок. Возле поселка Железнодорожник однажды мы насчитали их 90! Да, все ловили рыбу на удочку, однако по законодательству среднесуточный улов не должен превышать 5 кг. В каждой лодке – два человека, даже если одна лодка выловит не более пяти килограммов рыбы в сутки, подсчитайте, какой ущерб все нанесли вместе!  

 

 

Не секрет, что ловить на удочку некоторые рыбаки предпочитают только днем, а вот ближе к вечеру и ночью – сетями. Приезжают загодя, отдыхают, распивают спиртное, а на утро просто забывают, в каком месте поставили сети.

Люди на самом деле относятся к природе очень беспечно, – соглашается представитель министерства сельского хозяйства Иркутской области, сотрудник отдела животноводства и рыбохозяйственной деятельности Ирина Московских. – Все наши водоемы очень загрязнены. Особенно там, где процветает любительское рыболовство при помощи сетей. Сетной лов разрешен только в промышленном рыболовстве.А большинство брошенных браконьерских сетей обнаруживают в основном вблизи населенных пунктов и садоводств. Многие сети, которые находят сегодня, оставлены еще весной. Какой ущерб они нанесли водоему за это время, остается только догадываться.

Первые мероприятия по очистке дна водоемов, рассказывает Ирина Московских, минсельхоз начал в 2009 году, после того, как полномочия организации, охраны и регулирования водно-биологических ресурсов были переданы на областной уровень. На эти работы выделяется федеральная субвенция. В Иркутской области первым делом очистили дно Малого моря. В прошлом году очищали акваторию Иркутского водохранилища, в этом – Братского. В границах Усольского, Боханского, Нукутского, Черемховского, Аларского районов планируется обследовать 92 кв. км водных объектов и около 230 км по береговой линии. На это выделено 1,9 млн рублей.

 


Очисткой акватории Братского водохранилища занимается КФХ Алексея Соловых

 

Очисткой акватории Братского водохранилища занимается крестьянско-фермерское хозяйство Алексея Соловых. Молодой юрист открыл свое КФХ в деревне Борисова Усольского района четыре года назад. Развивает животноводство, в будущем планирует заняться рыборазведением. Для этого, говорит, даже поступил в университет, чтобы получить специальность ихтиолога. А поучаствовать в этом мероприятии фермер решил не столько ради денег, а чтобы сделать хорошее, доброе дело.

Кстати, сейчас на водоемах Братского водохранилища не только расчищают дно, но и патрулируют надзорные группы. С 20 августа идет нерест сиговых рыб, в том числе омуля, хариуса, пеляди. Только за последний месяц за незаконную рыбалку на Братском водохранилище заведено около 120 дел по правонарушениям.