Павел Руднев: Фестиваль должен стать ярмаркой новых пьес

В Иркутске завершился Международный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. В этом году его гостем стал театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России Павел Руднев. В Иркутске он прочитал лекцию «Как меняется современный театр: его методы и смыслы», посмотрел спектакли фестивальной программы и дал интервью газете «Областная».

 

– Павел, есть ли, по-вашему, у фестиваля свое лицо?

– Это, прежде всего, фестиваль современной драматургии, и, я думаю, ему нужно развиваться в этом направлении и стать фестивалем современной пьесы. Но пока в афише мало современных драматургов. Хотя само имя Александра Вампилова в названии фестиваля ко многому обязывает. Поскольку драматург был обделен вниманием к себе, и не один из великих режиссеров при жизни так его и не поставил. Мне кажется, что эта несправедливость, которая случилась с Александром Вампиловым, – отсутствие социального лифта и внимания к молодежи не должно повториться сегодня. И самый главный долг перед драматургом, на мой взгляд, открывать новые имена. Фестиваль в этом смысле может стать чем-то вроде ярмарки новых пьес. Сюда должны приезжать не критики, а современные драматурги.

Тем более, что в нашей стране сейчас мало регулярных фестивалей, связанных с современными драматургами. Фестиваль Розова то есть, то его нет. Володинский фестиваль находится не в лучшем финансовом положении. Мне кажется, что иркутский фестиваль может стать местом соприкосновения двух театральных эпох, если в афише будет половина современных имен, а половина – советских.

 

– Говорят, и Шекспир может быть современен, если постановка будет актуальной.

– Без сомнения, ведь театр – это всегда про сегодняшний день. Но нужно понимать, что слава Вампилова не потухнет. Вопрос в том, о каких драматургах мы будем говорить через 50 лет, каких кумиров мы взрастим сегодня, чтобы их именами можно было тоже называть фестивали. Кстати, в этот раз прошли две читки современных пьес – французского писателя Реми де Воса и Ярославы Пулинович. После этого были живейшие дискуссии, во время которых из людей не вытаскивали клещами какие-то слова, а они сами рвались в бой, и почти все зрители говорили о том, как не хватает в Иркутске спектаклей по современным пьесам. И, мне кажется, к этому нужно прислушиваться, пусть даже с коммерческой точки зрения. Думаю, современные пьесы будут иметь успех.

 

– Но оппоненты наверняка ответят вам, что современная драматургия слишком мрачная.

– Не нужно забывать, что Александра Вампилова в свое время обвиняли ровно в том же самом, что его пьесы – поклеп на современную действительность, что он очерняет советского человека. Словом, такие обвинения регулярно предъявляют к современной пьесе. И если посмотреть на всю драматургическую классику, то нужно признать, что там вообще мало светлого, вспомним античность, Шекспира, Ибсена, Чехова, Горького. Театр вообще сопряжен с общественными конфликтами и чувством драматизма. Должны быть эмоциональные качели, свет не появится, пока ты не упадешь на самое дно.

 

– На кого из современных авторов, на ваш взгляд, стоит обратить внимание?

– Из тех, кто появился в ближайшие несколько лет, в числе лидеров можно назвать Дмитрия Данилова, Светлану Петрейчук, Олжаса Жанайдарова, Светлану Баженову, Полину Бородину, Ирину Васьковскую. Если говорить о старшем поколении, то, безусловно, драматург номер один в России – Иван Вырыпаев. Прекрасные авторы – Ярослава Пулинович, Михаил Дурненков, Марина Крапивина, есть еще масса других достойных драматургов.

 

– Вы приехали в Иркутск с лекцией о современном театре, расскажите, какие тенденции сегодня в нем существуют.

– Сегодня такой период, когда русский театр уходит от единого монопольного канона. Традиций может быть очень много. Благодаря тому, что сейчас есть интернет, люди все знают и видят. Когда есть этот элементарный доступ к знаниям, то оказывается, что делать театр можно огромным количеством способов, и не один из них нельзя признать доминирующим. Кроме того, сейчас есть движение к синтетическому театру, когда один вид искусства сливается с другим – кукольный с драматическим, музыкальным или хореографическим. Молодой театр сегодня также старается разомкнуть границы и пойти на территорию галерей, есть интерес к современной науке, инсталляциям, философии, арттерапевтическим практикам. В то же время есть тенденция аскетическая – попытка отказаться от идей синтеза и работать с позицией, когда художник сознательно пытается сам себя ограничивать. В театр проник минимализм. В этом смысле искусство театра приучает нас к изучению ни чего-то событийного, а развивает интерес к документальному. Еще современная режиссура сегодня пытается перестать быть дидактичной и манипулятивной. Ведь одна из важнейших тем, которую сегодня изучает театр, – это насилие, а спектакль о том, как ужасно это явление, не может быть насильственным по отношению к зрителям.

 

– Какие спектакли иркутских театров вам запомнились на фестивале?

– Я видел не всю программу, но мне очень понравились два иркутских спектакля – «Чморик» и «Ухряб». Первая работа режиссера Станислава Мальцева, которого я знаю по Владивостоку. Эта пьеса очень интересная, и здорово, что у театра есть молодое поколение артистов, которые стремятся к интересной жизни. Это один из лучших вариантов данной пьесы из всех, что я видел. Второй спектакль «Ухряб» – работа молодых режиссеров и артистов Василия Конева и Артема Яцухно, которые взяли три ранних рассказа Виктора Пелевина. Нужно отметить, что этому автору не очень везет с театром, ведь обычно ставят его рассказ «Затворник и Шестипалый» или «Чапаева и пустоту». А ранние рассказы я вижу впервые в театре и не слышал, чтобы их ставили. Если ребята будут развиваться, то они вырастут в хороших режиссеров, потому что у них есть оригинальное мышление и способность объединять большое количество актеров. В этом спектакле как раз есть понимание современности и возможность изменить отношение зрителей, которые привыкли видеть в академическом театре более традиционные постановки. Есть непредвзятый разговор о смерти, карнавальная эстетика, попытка смеяться над тем, что страшно. Постановка о том, как в советском человеке просыпается ощущение мистического, непознанного. Считаю, что это один из самых интересных спектаклей на фестивале.

Хотя театр и меняется, но что-то в нем остается навсегда. Например, из театра не может уйти конфликт, не может измениться его действенная природа, а также внимание к человеку и живое общение. Слова остаются, а отношение к ним в каждой эпохе меняется.