24.07.2019 13:39
Рубрики
Общество
Теги
#Храм
24.07.2019 13:39

Настоятелю Князе-Владимирского храма присвоено звание почетного строителя Иркутской области

Настоятелю Князе-Владимирского храма отцу Алексею Середину присвоено звание почетного строителя Иркутской области. О том, почему важно строить храмы на земле и в душах людей, священнослужитель рассказал 24 июля 2019 года в газете «Областная».

 

О пути к служению

Биография моя самая обычная. Я родился и учился в Иркутске. Мама – преподаватель истории и обществоведения, 20 лет была парторгом в иркутской школе № 43. Папа работал на авиазаводе, собирал самолеты. Родители в отличие от бабушек не были верующими. А детство мое проходило в деревне. Рос я в атмосфере, когда перед едой читалась молитва, перед иконами теплилась лампада. Вечером дедушка с бабушкой молились – это все проходило через меня и где-то во мне осталось, а потом проросло.

После службы в армии я учился на юрфаке, работал юрисконсультом. Посещал Кресто-Воздвиженский храм. В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, был в Киеве, где активно возрождался Киево-Печерский монастырь, его знаменитые пещеры. С той поры я стал сознательным прихожанином Кресто-Воздвиженского храма. Ушел с работы, стал алтарником, затем дьяконом, священником.

Это был выбор осознанный. Уже к 30 годам я начал понимать, что человеку без нравственных христианских устоев невозможно создать семью, воспитать детей, построить дом, состояться в профессии. Что человек без Бога – это человек компромиссов, без силы в слове и деле.

 

О строительстве первого храма

В 1993 году меня отправили служить в молодой город Саянск. Оттуда и началась моя священническая и строительная деятельность. В 2003 году в Саянске мы построили Благовещенский храм. Тогда пришлось учиться всем строительным премудростям. У меня был замечательный наставник – Владимир Георгиевич Муратов, руководитель крупного подразделения ОАО «Восток», входящего в структуру министерства среднего машиностроения. Это было мощное министерство, которое строило атомные станции, разрабатывало урановые рудники, золотоносные месторождения, возводило Ангарск, Краснокаменск, Саянск…

Строительство церквей – это просто воплощение архитектурного проекта. Не зря в народе говорят: «Бог не в бревнах, а в ребрах». Гораздо важнее построить храм в душах человеческих. Собственно, с этого и начинается строительство любого храма.

В Саянске мы создали приход, открыли домовую церковь. Сначала были беседы, молитвы, таинство литургии. Постепенно молитвенная жизнь стала фундаментом для строительства храма.

У верующего человека несколько иное измерение реальности. Тот, кто не верит в Бога, рассчитывает только на себя, свои силы и знания. Верующий, кроме этого, понимает, что в мире существует иная нематериальная сила, которая очень много определяет – дает возможности, средства. Если человек верит истинно и усердно трудится, зачастую решение задач приходит как бы «не от него».

Проект Благовещенского храма появился из книг. Одна прихожанка принесла книгу о деревянном зодчестве. Это было издание с планами реконструкций старинных деревянных церквей русского Севера – карельских, устюжских. Из нескольких аналогов родился проект. Думалось: как люди могли возводить деревянные храмы выше 30 метров, не имея никакой техники? Пришлось изучать расчеты и чертежи, проникаться их философией.

Поначалу средств на строительство каменного храма найти в Саянске было невозможно. Поэтому решили возводить деревянный. Он получился уникальным: рубленая колокольня высотой 51 метр. Это самая высокая деревянная церковь в современной России. Работали методом народной стройки, всего было задействовано до 70 человек. Чтобы обеспечить их материалами, пришлось создать целую промышленную базу, отводить деляны, заготавливать лес, организовывать верхний и нижний склады.

Мы создали целый храмовый комплекс, куда вошли воскресная школа, библиотека, издательский центр, мастерские. Рядом с храмом был заложен хоспис. Как место по утешению, уходу и облегчению страданий больных. В то время учреждений такого формата не было – это христианский хоспис, построенный на других началах, на другом отношении к тяжелобольным. Здесь немецкие многофункциональные кровати, палаты оборудованы системой видеонаблюдения, кнопками вызова медперсонала, трансляции богослужений …

 

О том, что было построено

На базе Саянского храма постепенно создалось благочиние, куда входило пять соседних районов. В них были открыты домовые храмы, а позже спроектированы и заложены церкви. Недавно мы освящали храм в Заларях, последний из наших храмов, начатых тогда.

Потом было строительство храма Анастасии «Узорешительницы» в исправительном учреждении в Зиме. Была построена часовня «Всех скорбящих Радости» в доме-интернате для престарелых Зиминского района. Затем состоялось мое знакомство с нашим великим земляком, писателем Валентином Григорьевичем Распутиным. Возникла необходимость построить храм на его Родине в Усть-Уде. И этот храм возведен.

Также был построен храм в женской колонии села Бозой; отведены и освящены земельные участки, спроектированы и заложены церкви на БАМе – в Магистральном, Улькане, Казачинском. Открылась внутренняя часовня Георгия Победоносца в ГУВД по Иркутской области. Устроены молитвенные комнаты в кадетском корпусе имени Павла Скороходова и в Иркутском областном онкологическом диспансере.

Был возведен культурно-просветительский центр в селе Анга Качугского района, где кроме культурного центра построена Свято-Иннокентьевская церковь, созданы выставочные павильоны, произведены раскопки на месте старинной Ильинской церкви – это место было отмечено часовней, а историческое кладбище – крестами.

Сегодня мы занимаемся реставрацией комплекса «ансамбль Князе-Владимирского мужского монастыря» – памятника архитектуры XIX века, где строится Центр детского творчества для детей из предместья Рабочее. Также ведем проектные работы по Знаменскому женскому монастырю и в селе Верхоленск по Воскресенскому Cобору. Так помимо священнического служения пришлось заниматься строительством – время было такое …

О том, зачем нужен храм…

Я понимаю, что храм не только архитектурное сооружение, его красота – это язык Бога. Православное храмовое зодчество без всякого слова способно преображать человека, вносить в душу понятие о прекрасном. Храмовую архитектуру можно использовать как переходный момент, когда человек еще не понимает духовного, но ему хочется как-то к этому приблизиться. Таким переходом могут служить классическая литература, поэзия, музыка, творения великих художников, скульпторов, зодчих.

Как понять природу и суть храм? Храм – особое место присутствия Божия. Это присутствие благодати – особой энергии, где человек невидимым образом, через таинство исповеди и причастия, через слушание евангельского слова, через сам строй богослужений, созданных на библейских текстах, через песнопения, иконопись – визуально и через слух воспринимает Нечто. Невидимым образом человек душой напитывается Духом и имеет возможность участия в богообщении. Другого такого места у современных людей в жизни больше нет, и в этом отношении храм нельзя ничем заменить.

Человек из храма уходит преображенным, как апостолы со своего первоапостольского собрания. Это обязательно происходит с людьми. Вот почему мы строим церкви.

Мы понимаем, что великий русский богоизбранный народ не просто так достиг своего могущества. Почему в русском народе столько самоотверженных и талантливых людей, проживающих ныне на 1/6 всей Земли? Потому что народ был с Богом, и Бог был с народом.

А что сейчас с нами стало? Вот мы и приходим к пониманию корня жизни. У верующего человека есть корень, который соединяет его с Богом, и из Него он черпает все. Человек – живое зеленое дерево, приносящее плоды, способное давать семена. С чем можно сравнить человека неверующего – со щепкой и чуркой обрезанной. На что она годится?

Сегодня мы видим оторванность от нематериального духовного начала. Людям трудно жить, они не чувствуют теплых, братских отношений, взаимопомощи. Среди нас много злобы, недовольства жизнью, ропота, падения нравов…

Все это связано с богоборчеством, с потерей веры в Бога как источника и начала всякого явления жизни, когда нет понимания от Бога – кто я такой, в чем мой смысл, в чем я должен состояться, реализоваться.

 

О том, почему надо быть с Богом

У каждого человека свой путь, своя дорога, свои обстоятельства жизни и набор грехов. Нет общей формулы, общих слов, которые бы побудили человека пойти в храм.

Могу сказать о себе. Я изучал различные духовные практики, читал много тематических книг, ездил в места, священные для других вер. Мне хотелось разобраться внутри себя, найти истину. Но однажды меня пронзила простая мысль – почему я родился здесь, среди русского, православного народа, среди этого языка, этой культуру, этих святых? Почему я не родился в Тибете, где так хотел побывать? Не в Китае, не в Японии?

И если Бог меня среди этого народа, от моих родителей привел в эту жизнь, то значит, 1000 лет православия – и моя тысяча лет. Это и моя генетика, мои корни, мои предки, моя земля, моя вера. Что мне выбирать, куда уйти? Меня это успокоило, и все метания как рукой сняло. Я поехал в Киев и, находясь в пещерах, в которых жили монахи и почивали мощи святых подвижников, пережил преображающее потрясение.

Для человека с Богом нет ничего недостижимого. Мы все можем сделать, построить, создать и открыть. Но только с Богом…