В Иркутском районе 7 тыс. детей доставляется в школу и обратно на 89 автобусах

Не роскошь, а средство передвижения

Ключи от 22 новых школьных автобусов вручил губернатор Сергей Левченко руководителям образовательных учреждений Приангарья. Четыре из них уехали в школы поселков Молодежный, Большая Речка, Хомутово и Смоленщина. И это не случайно, ведь именно в Иркутском районе больше всего детей добираются до школы на автобусах.

Домой и в школу в порядке очереди

Во дворе Хомутовской школы № 1 толпы детей. В началке закончились уроки, и ребятишки ждут, когда их повезут домой. Одновременно по дороге будут собирать детей, которые учатся во вторую смену.

– В нашей школе 573 ребенка, на подвозе 272 – практически половина учащихся, – рассказывает директор Ольга Романова. – Подвозим детей из разных деревень и сел, которые относятся к нашему муниципальному образованию: Талька, Позднякова, Куда и из самого Хомутово. Сегодня село настолько разрослось, что добраться из одной его части в другую можно только на транспорте.

Новый автобус, который школа получила недавно, по счету четвертый. Весь автотранспорт задействован с самого раннего утра и до позднего вечера. Новую технику планируют пустить по обычному маршруту, но с заездом в те микрорайоны Хомутово, откуда ранее дети добирались самостоятельно на городском или муниципальном транспорте. Кроме того, на нем же будут вывозить ребятишек в театры и музеи Иркутска на каникулах.

Ровно в 12 часов новенький желтобокий автобус останавливается перед школьным крыльцом. Учителя по списку начинают запускать ребятишек в салон:

– Этот рейс едет по Хомутово, остановки «Заправка», «Березка» и «Элегия», в деревню Позднякова – улица Российская, Мост, и в деревню Куда.

Из группы ребятишек выбирают тех, кто живет в этом направлении, оставшимся еще минут двадцать придется ждать на школьном дворе.

– Здравствуйте, ребята! – приветствует пассажиров сопровождающий педагог дополнительного образования Любовь Сопинова. – Рассаживаемся, пристегиваемся, ставим рюкзаки на колени…

После того, как проверены ремни безопасности у всех пассажиров, автотранспорт выезжает за школьные ворота.

Дольше всех ехать первокласснику Кириллу Крюкову, его остановка «Родник» находится в Куде.

– Нравится тебе ездить в школу на автобусе? – интересуемся у него.

– Не всегда, – категорично заявляет Кирилл. – Вставать очень рано приходится. Один раз долго искал ботинки, и автобус уехал без меня. Мама сильно ругалась, а теперь всегда ставит ботинки прямо рядом с моей кроватью!

Ученик четвертого класса Кирилл Пицко к поездкам давно привычный. Ехать из Позднякова до школы – 5,5 км. Чтобы успеть на уроки, приходится просыпаться в 6.30.

– Ничего, я досыпаю уже в салоне, – улыбается мальчишка. – Сиденья мягкие, тепло, жаль только, сильно быстро приезжаем!

Водитель Николай Волынкин развозит школяров уже семь лет. Наизусть знает, кому и где выходить. Зазевается малыш – напомнит, а если вдруг заснет – разбудит. Жаль тормошить уставших малышей, да что поделаешь…

По расписанию и правилам

Сам Николай Иванович устает гораздо больше. Ему вставать приходится на рассвете. В 6.50 он уже выезжает из гаража, а рабочий день заканчивает после восьми часов вечера. После отметки медработника в путевом листе и проверки транспорта, едет порожняком в самую дальнюю деревню Талька, а уже оттуда начинает движение по всем остановкам в сторону школы. Первый рейс должен доставить к 7.30, и тут же отправиться на следующий по улице Гравийной. До начала первой смены Николай Иванович должен успеть сделать четыре рейса. В автобусе 20 мест для детей и два – для сопровождающих. Брать больше, чтобы делать меньше рейсов, не получится – все дети должны обязательно сидеть на местах.

– Перевозить ребятишек стоя строго запрещено, – поясняет Николай Иванович. – И ехать быстрее невозможно – предусмотренная скорость движения 60 км/час.

Новая техника, рассказывает, ему очень понравилась: ничего не гремит и не стучит, да и разговаривать можно, не повышая голоса, тогда как в старых машинах, чтобы услышали пассажиры, приходится объявлять остановки на повышенных тонах. Автобус оснащен системой ГЛОНАСС и тахографом, на двигателе и карбюраторе установлены датчики, благодаря которым автобус теперь работает значительно экономичнее.

– Дороги-то у нас, – вздыхает, – сами видите какие: то яма, то канава. Лесовозы разбивают, большегрузы…

Самый длинный маршрут по кругу – 22 км – водитель проезжает за 20–30 минут. Вот и Позднякова. Часть ребятишек выходит, а их место тут же занимают школьники второй смены.

– Мы знаем, кто где живет, кого надо переводить через дорогу, а кого нет, – поясняет сопровождающий детей учитель. – По списку отмечаю, кого довезли. Затем сопоставляем, дошли до дому или нет. Бывали случаи, когда ребенок на остановке вышел, а до дому не добрался – погулять решил или к другу в гости завернул. Классный руководитель потом на личном автомобиле их разыскивает по всей деревне – мало ли что.

– На остановке я должна уже стоять в 12.40, – обстоятельно рассказывает пятиклассница Светлана Загидулина. – И едем на этом маршруте мы сначала в Тальку, а потом уже поворачиваем к школе. К поездкам привыкла, хотя в первом классе сильно уставала. Теперь даже нравится: можно и с подружками поболтать, и поучить чего-нибудь. Бывало, пропускала автобус, ехала с мамой на городском, но школьный мне нравится больше, потому что бесплатный и приходит всегда строго по расписанию.

«Заправка», «Березка», «Элегия», еще пара-тройка остановок, и автобус возвращается в школу. Выходят ученики второй смены, и тут же усаживается оставшаяся часть малышей. Чтобы развезти всех, водителю нужно еще не менее трех раз вернуться к школе.

– Сами видите, что и четырех автобусов нам маловато, – говорит Ольга Романова. – В этом году мы ожидаем еще как минимум два. Население Хомутово стремительно растет. На улице Гравийной недавно выделили земельные участки для многодетных семей. А значит, за летний период у нас еще увеличится число ребятишек, которые будут нуждаться в подвозе.

Гаражи в комплекте

Мечтает директор, что начнет решаться вопрос и по строительству гаражей. Пока это огромная проблема. Гараж школы № 1, например, рассчитан всего на два автобуса. Остальные стоят в школьном дворе под открытым небом, что недопустимо по современным нормам и требованиям.

Как пояснил начальник управления образования администрации Иркутского района Роман Зарипов, в настоящее время намечен план по обустройству территории, где будет стоять школьный транспорт. Ее огородят забором, установят систему видеонаблюдения и будут осуществлять к ней контроль доступа. Также администрация подыскивает место под строительство гаражей. Однако построить их без помощи региона и областной программы не удастся. В среднем машино-место стоит около 2 млн рублей.

Продолжение следует

Как отметил, вручая ключи от новых школьных автобусов, губернатор Сергей Левченко, проекты по обеспечению автотранспортом школ Прибайкалья действуют в регионе уже десять лет. За это время в образовательные учреждения региона направлена 461 единица транспорта на общую сумму более 500 млн рублей.

Начиная с прошлого года, Иркутская область принимает участие в федеральном мероприятии по поставке школьных автобусов российского производства. В 2019 году и в областном бюджете предусмотрели 63 млн рублей на приобретение школьных автобусов. Субсидии предоставят 17 муниципальным образованиям для приобретения еще 35 автомобилей.

– В Иркутской области 376 сельских и городских школ ведут ежедневную организованную доставку к месту обучения 22 тыс. школьников из 910 сел и деревень, – отметил губернатор. – Сейчас общеобразовательные организации имеют собственный транспорт в количестве 554 единиц.

Кроме учреждений образования Иркутского района, автобусы поступили в Хужирскую школу Ольхонского района, Небельскую Казачинско-Ленского, Атагайскую – Нижнеудинского, Барлукскую, Тулинскую школы и центр образования «Альянс» Куйтунского района. Свой транспорт получили и три коррекционных образовательных учреждения Иркутска, а также школы Киренска, Усть-Ордынского, Бохана и Баяндая.