А лекарь кто?

Зажигательные танцы под Билли Айлиш и «Статус Кво», осовремененная одежда и почти полное отсутствие декораций – такой увидели комедию Жана Батиста Мольера «Лекарь поневоле» зрители в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова. Спектакль поставил заслуженный деятель искусств России, доцент кафедры Алтайского государственного института культуры Олег Пермяков. Он знаком иркутянам по спектаклям «Поминальная молитва», «Хозяйка гостиницы» и «Елизавета Бам». 

Постановка о любви и медицине получилась яркой и веселой. Хотя перед режиссером и артистами стояла непростая задача – сделать комедию положений, которой в следующем году исполнится 400 лет, актуальной для современного зрителя. С этой целью режиссер применил прием театра в театре, когда артисты периодически выходят из образа и раскрываются перед залом. На сцене даже постоянно присутствует Реквизитор (Алена Бочкарева), о чем мы узнаем по надписи на майке актрисы. Этот ход позволяет зрителям включиться в игру и поверить в события, происходящие на сцене.

Вначале герои танцуют на фоне звездного неба, которым служит перфорированный задник сцены. Минималистичные декорации к спектаклю создал главный художник театра Александр Плинт. Действие начинается с перепалки вязальщика веников – в оригинале сборщика хвороста – Сганареля (артист Артем Довгополый) и его жены Мартины (Дарья Горбунова). Он заявляет, что работать он не намерен, а хозяином в доме будет. Словесная перепалка перерастает в потасовку, от которой оба персонажа явно получают удовольствие. Тем более, что прибывшего на помощь якобы несчастной женщине соседа Робера (Андрей Винокуров) сама же Мартина выгоняет, обосновав это тем, что никто не может помешать мужу бить собственную жену. Лиловый синяк под ее глазом, растрепанные волосы и огромный рюкзак, в котором, по ее словам, сидят малые детишки, как, впрочем, и облик, и поведение Сганареля – все это выдает в героях современных обитателей социального дна. А орудие наказания – строительная «колбаса», которая заменяет палку из оригинального текста Мольера, еще и отсылает нас к истокам театра – древнегреческим дионисийским праздникам, на котором каждого, независимо от чина, можно было поколотить кожаной колбаской.

Но Мартина все-таки желает отомстить супругу за побои. Услышав, что слуги богатого господина Жеронта (заслуженный артист РФ Игорь Чирва) – Лука (Иван Гущин) и Валер (Сергей Дубянский) ищут лекаря для его дочери, она рекомендует его как величайшего целителя, правда с причудами. И предупреждает, что если тот не будет сознаваться, что он лекарь, следует его как следует поколотить. Так и происходит. Но Сганарель, образ которого очень убедительно и ярко раскрыл Артем Довгополый, на то и плут, чтобы выворачиваться из любой ситуации. И, конечно, он сумел извлечь выгоду из сложившегося положения. Начинает Сганарель с побоев для хозяина дома, после того как Жеронт заявляет, что он не лекарь, как бы намекая всем на нелепую ситуацию, невольным персонажем которой он стал. Но потом герой принимает предлагаемые обстоятельства и с легкостью ставит несуществующие диагнозы и даже ведет себя как экстрасенс, заговаривая зубы наивным родственникам больной, не зря же он несколько лет служил у лекаря. Монолог Сганареля звучит так нелепо и убедительно, что в некоторые моменты становится не смешно. Речи мнимого целителя напоминают одновременно и современных экстрасенсов, и лже-докторов, жертвами которых так часто становятся наши современники. Словно и не было тех 400 лет, и не коснулись нас плоды всеобщей грамотности. Ведь вера в чудо присуща и современному человеку, отличный инструмент для обогащения шарлатанов и мошенников всех мастей.

А Сганарель вместо лечения больной ухлестывает за кормилицей дочери хозяина Жаклиной (Виктория Инадворская, Наталья Родина). Хорошо еще, что болезнь Люсинды (Екатерина Константинова) – немота – оказалась мнимой. Влюбленная в Леандра (Константин Агеев) девушка замолчала, не желая выходить замуж по расчету. Актрисе удалось создать образ весьма комичный и гротескный, усиливающийся по мере принятия лекарства, ведь доктор прописал ей хлеб, вымоченный в вине, который хорошо развязывает языки попугаям.

Сганарель пусть и плут, но, по сути, неплохой человек. Крестьянам, которые пришли за лекарством для больной жены и матери, он дает денег на тот случай, если оно не поможет, и женщина отойдет в мир иной, а Леандру и вовсе признается, что он никакой не лекарь, и в итоге устраивает счастье молодых. В финале все танцуют.

Спектакль «Лекарь поневоле» получился легким и серьезным одновременно. В нем много гротеска, юмора, веселья и злободневных тем.