Остров добра и надежды

Иркутское областное отделение Российского детского фонда в 2018 году отмечает 30 лет со дня основания. В любые времена фонд громко и ответственно обозначал границы и масштабы детской беды, первым спешил на помощь самым незащищенным и уязвимым. В интервью газете «Областная» руководитель организации Светлана Кулинич вспомнила яркие моменты истории, поделилась своим взглядом на будущее.

– Первые годы работы Детского фонда пришлись на переломное в стране время. С какими трудностями тогда пришлось справляться?

– В те годы под натиском безработицы, из-за потерь общественных ориентиров рушились семьи. Дети, лишившись необходимой помощи и условий жизни, бежали на улицу. «Гавроши» осваивали подвалы, промышляли воровством и грабежами, очень быстро многие попадали под влияние криминала. Для них детство заканчивалось, не начавшись, в колониях и спецучреждениях. Тогда главной задачей Детского фонда было спасение детей. Вместе с работниками правоохранительных органов, комиссиями по делам несовершеннолетних, добровольцами каждую неделю, выходя с рейдами, искали и находили грязных, больных подростков и совсем малышей, отмывали, кормили, размещали в детских домах, больницах. Но детские дома в те годы сами были на грани выживания: скудного финансирования не хватало на самое необходимое. Без преувеличения можно сказать, что дети, лишенные родительской опеки, голодали.

 – А с чего начались ваши рабочие будни в Детском фонде?

– В первый рабочий день мне вручили решение суда о выселении фонда из офиса. Не было помещения, телефона, склада, транспорта. Спонсоры разбежались. Существовавшие на бумаге 12 бизнес-структур, которые перечисляли средства, тоже исчезли. В одночасье я оказалась одна в «чистом поле». Пришлось начинать все с нуля. Размышлять и падать духом было некогда. Надо было просто спасать детей от голода, в частности в Тулуне, Тулунском районе и Черемхово, где было по семь сиротских учреждений, оказавшихся без всякой финансовой поддержки.

С оставшейся верной группой из членов президиума пошли «в люди». Иркутские предприятия испытывали огромные трудности, но в помощи нам не отказывали. Возникла проблема – куда собрать и как доставить? В то время я попала к начальнику ВСЖД. Эта памятная встреча с бывшим детдомовцем Геннадием Павловичем Комаровым стала спасительной. Он выделил вагон в железнодорожном тупике. Туда мы свозили отданные нам продукты, вещи. Приходилось делить даже по килограммам, коробкам и мешкам. Сначала гуманитарные грузы были сплошь наполнены продуктами: мукой, крупой, макаронами, маргарином, сахаром и так далее. Потом появилась потребность в бытовой технике, велосипедах, компьютерах, книгах, спортивном инвентаре. Практически все сиротские учреждения Иркутской области ежегодно получают материальную помощь от Детского фонда: одним дарят автомобили, другим закупают оборудование для медицинских кабинетов, третьим – музыкальные инструменты.

На карте Приангарья нет точки, где бы не было гуманитарного груза от Детского фонда. Куда не могли добраться поездом, долетали вертолетом. В рамках проекта «Маленьким тофам – большую заботу» мы трижды посещали Тофаларию. Адресную помощь неоднократно оказывали эвенкам.

 – Сегодня у фонда 24 действующих программы. Российский детский фонд первым внедрил модель семейного детского дома. В чем была ее особенность?

– Для нас все началось с семьи Рожковых из иркутского Академгородка, которые взяли на воспитание пятерых сирот и стали примером для других. Детский фонд им помог, вначале дачу купили, потом улучшили квартирные условия, приобрели соседнюю квартиру – все-таки семья была многодетная. Мама посвятила всю свою жизнь приемным детям. Мы взяли эту семью под патронат. Потом появились последователи. Папка с заявлениями разбухала. Тогда мы тщательно подходили к отбору. Был обязательный конкурс: знали не только родителей, но и всех детей. Мы собирали, обучали приемных родителей из Братска, Черемхово, Усольского района, Тулуна. Решали их бытовые проблемы, организовывали отдых, медицинское сопровождение.

 – Детский фонд первым в области начал заключать Соглашения о сотрудничестве с органами власти и бизнес-структурами. Какие социальные проблемы удалось решить?

– Детский фонд постоянно находится в режиме скорой социальной помощи. Ошибочно думать, будто своей работой мы подменяем государство. Это в корне не верно! Есть госпрограммы, но там хронически не хватает средств на, казалось бы, частные случаи, поэтому мы идем параллельно и помогаем. Например, программа «Детский сахарный диабет». Государство обеспечивает детей, больных сахарным диабетом, только инсулином. Детский фонд при поддержке благотворителей обеспечивает детей бесплатными глюкометрами и тест-полосками.

Или еще пример, программа «Глухие дети». Детям с проблемами слуха по госпрограмме приобретались дешевые слуховые аппараты, они не могли их использовать из-за помех и шума. Кроме того, на получение аппарата была большая очередь. Мы ликвидировали очередь, более тысячи детей получили индивидуальные современные по мировым стандартам слуховые аппараты, заменили на новые детям, кто ранее получал по госпрограмме.

С помощью проекта фонда «Территория отдыха – территория здоровья» в Иркутской областной детской туберкулезной больнице организована комфортная зона отдыха на улице. Для успешного лечения детям с туберкулезной инфекцией прогулки на свежем воздухе необходимы.

– По итогам 2017 года вам удалось привлечь свыше 100 млн рублей благотворительных средств. Это очень высокий результат. С 2001 года проходит марафон-эстафета «Помоги ребенку, и ты спасешь мир!» Вам одинаково помогают и органы власти, и бизнес-структуры, и простые жители. Почему сибиряки так активно откликаются на помощь Детскому фонду?

– Добросердечие, сочувствие, готовность поделиться и помочь – это наша иммунная система, спасающая тех, кто оказался в трудных жизненных ситуациях, сберегающая накопленные веками нравственные ценности, принципы и приоритеты. Причем нравственный вектор не зависит от статуса, общественного положения или финансовой состоятельности человека. В истории Иркутского областного отделения РДФ великое множество людей разных возрастов и уровня доходов, которые спешат на помощь по первому зову. Среди них множество предпринимателей, которые своим трудом зарабатывают каждый рубль и знают ему истинную цену. Это руководители крупных бизнес-структур с 24-часовым рабочим днем, обычные люди обычных профессий с минимальной зарплатой и огромным сердцем, люди старшего поколения со своей маленькой пенсией. Именно с их помощью и поддержкой все 30 лет сообщество друзей и единомышленников Детского фонда укреплялось в правильности избранного пути, стало большим и необходимым для всех жителей Иркутской области островом помощи и надежды.