Прогуляться «По тропе предков» предлагают иркутянам усть-ордынские художники

Экспозиция «Связь времен» мастеров и художников Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов традиционно открылась в иркутском выставочном центре им. B.C. Рогаля. Напомним, что это уже седьмой вернисаж бурятских авторов на этой площадке.

– Иркутская область гордится тем, что на нашей территории никогда не было национальных конфликтов, ведь мы за долгие века научились уважать традиции всех народов, – подчеркнула на открытии замминистра культуры и архивов Ольга Аксаментова. – Бурятская культура занимает особое место, ведь она бережно сохраняется ее носителями и сегодня достойна самого глубокого уважения и изучения. На мой взгляд, связь времен и поколений, следование традициям – необходимо любому человеку, чтобы понять свое место в современном мире.

На выставке можно увидеть новые живописные, графические и декоративно-прикладные произведения уже известных иркутянам авторов: Анжелики Алсаткиной, Валентины Ажуновой, Екатерины Осиповой, Маргариты Алексеевой, Юлии Харгаевой, Эдуарда и Юрия Куклиных, Эльвиры Хармагировой и Александры Халюевой. Богатство фактур, традиционные цвета, национальные орнаменты – все это не только погружает в корневую бурятскую культуру, но и показывает современную интерпретацию традиции. Не случайно выставка началась с показа коллекции Валентины Ажуновой, которая взяла за основу традиционный восточный орнамент – бараний рог, но создала совершенно новые образы. Кстати, именно традиционный бурятский костюм стал смысловым центром новой выставки.

– Вашему вниманию представлена коллекция национальных костюмов «По тропе предков», – рассказала методист Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов Виктория Дунаева. – Наши мастера, прежде чем шить эти костюмы, провели огромную исследовательскую работу в фондах Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа, Иркутского областного краеведческого музея и Национального музея Республики Бурятия.

В итоге родилась коллекция костюмов предбайкальских бурят – эхиритов и булагатов. В экспозиции можно увидеть летние и зимние, мужские и женские наряды. Украшения для них создал ювелир Эдуард Куклин, который также обращался к первоисточникам.

– Художник очень ответственно отнесся к своей работе и скрупулезно воспроизвел каждый элемент, – подчеркнула Виктория Дунаева. – А это очень важно, ведь украшения в традиционном костюме несли функцию оберега. Здесь мы видим мужские наборные пояса, колчаны, налучники, женские нагрудные и височные украшения. Нетрудно заметить, что весь комплекс костюма привязан к культу солнца. Об этом говорят такие элементы, как монеты в окладе, круглые бусины, головные уборы, которые заканчиваются навершием из круга.

Жемчужиной коллекции является шаманский костюм. Украшения из металла свидетельствуют о том, что это одеяние избранника духов высшего ранга. У него есть корона в виде рогов, которые помогают ему осуществлять связь с верхним миром, металлические трости с головой коня, подвески, представляющие духов-помощников, которые во время обряда камлания встают рядом с шаманом.


Шаманский костюм

В экспозиции также можно увидеть гобелены из конского волоса Екатерины Осиповой. Один из них – «Покровительница очага» показывает духов-покровителей дома. Известный художник Анжелика Алсаткина, которая на прошлых выставках показывала работы из войлока и кожи, в этот раз представила графические произведения. На них изображены тенгри трех ветров, покровитель скотоводства и хозяина реки Лены. Маргарита Алексеева и Юлия Харгаева создали декоративные панно по мотивам Шишкинских писаниц, рядом с которыми буряты традиционно проводили массовые молебны и священные обряды. Тема наскальных рисунков прослеживается и в живописных работах Валентины Ажуновой. Однако здесь они настолько трансформированы и осовременены, что рождают множество образов и ассоциаций у зрителей.