Судьбоносное открытие

55 лет первому месторождению нефти в Восточной Сибири

18 марта 1962 года появилась Восточно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Пока огромная страна выбирала своих делегатов в Верховный Совет СССР, в обыкновенном сибирском селе Верхнемарково забил фонтан «черного золота»! Это была победа сибирской геологической школы, сумевшей доказать существование кембрийской нефти. Само же грандиозное событие повлияло на все последующее развитие Иркутской области.

Долгая дорога к нефти

Прежде чем восточно-сибирская нефть потекла по трубопроводам, сибирским геологам пришлось пройти огромный путь. Работы по поиску нефти и газа в Иркутской области начались еще до войны. Выполнять стратегическую задачу советское правительство доверило созданному в 1939 году Восточно-Сибирскому нефтяному геологическому тресту. Из-за военных действий поиски были прекращены и возобновились только в 50-х годах.

География работ сосредотачивалась вдоль железной дороги от Иркутска до Тайшета, а также на Лене в Усть-Куте. Было пробурено более сотни скважин, то там, то здесь отмечались проявления газа и нефти.

Рабочие, буровые мастера, инженеры в глухой тайге год за годом пробивались к нефтеносному кембрию. Бывало и так: ударит фонтан, польется из глубины земной светлая нефть – прямо хоть автомобиль заправляй – и иссякнет. Дебит у скважины ничтожный. Праздник у геологов сменяется разочарованием. Сколько надо было проявить выдержки, упорства, веры в конечную победу, чтобы, невзирая на неудачи, продолжать борьбу!

Долгожданный фонтан восточно-сибирской нефти забил в селе Верхнемарково Усть-Кутского района. Скважину глубиной 2200 метров бурил коллектив Марковской буровой партии глубокого бурения треста «Востсибнефтьгеология».

Вот как это событие описывал в своих воспоминаниях доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН Владимир Мазур: «Как раз во время выборов в Верховный Совет СССР, 18 марта 1962 года, в солнечный день из опорной скважины № 1 в селе Верхнемарково вырвался на поверхность земли первый фонтан кембрийской нефти. Это было для всех неожиданностью, так как скважина была опорная, то есть для изучения разреза. Столб светло-коричневой маслянистой жидкости угрожающе рос. На полсотни метров взлетала кембрийская нефть, существование которой ставилось под сомнение некоторыми геологами».

вид на буровую с бьющим фонтаном

Нефть проедала снег, стекала в ложбину и стремилась прорваться в реку Лену. Предпринимаемые меры давали временный успех, требовалось немедленно укрощать фонтан. Осетровский порт, Усть-Кутская РТС выделили рабочих и сварщиков, со строительства Братской ГЭС привезли лебедки, аппаратуру доставили из Иркутска. В Усть-Куте с транзита были сняты тракторы, бульдозеры, экскаваторы, цемент.

Закрыть прорывавшийся фонтан было доверено семерке опытных и отважных людей под руководством старшего инженера нефтеразведки Ивана Чернякова. Из воспоминаний перво-открывателей: «Елку» (фонтанная арматура. – Авт.) подняли тросом, перекинутым через верхний блок буровой вышки. По мере того как «елка» опускалась, приближаясь к обсадной трубе, струя нефти все яростнее ударяла в поставленное ей препятствие. Семерка Чернякова находилась в самой нефтяной коловерти. Люди буквально захлебывались этой нефтью, но ни один из них не покинул буровую. Наконец «елка» села на место. Бурильщики надежно прихватили ее на болты. Фонтан был обуздан».

Романтики инженерных расчетов

Открытие в Верхнемарково позволило создать в Иркутской области несколько экспедиций, в частности, Ленскую нефтеразведочную экспедицию (ЛНРЭ) на базе Марковской нефтеразведки. Были приняты решения о резком расширении поисковых работ на севере Иркутской области. В Красноярском крае и Якутии также были созданы нефтеразведочные тресты, а впоследствии и производственные геологические объединения.

Весть о марковском фонтане облетела всю страну. На очередном съезде комсомола был брошен лозунг: «Комсомольцы, на Лену!» Сотни добровольцев поспешили в Сибирь из Азербайджана, Татарии, Украины. В ЛНРЭ старались попасть самые лучшие геологи, буровики и операторы по добыче нефти и газа. «Романтики инженерных расчетов, романтики управления мощными машинами и точными приборами» – писали о них газеты в 60-х годах прошлого века. А небольшой сельскохозяйственный поселок, вдруг ставший знаменитым на весь СССР центром нефтеразведки, семимильными шагами двинулся к светлому будущему, готовясь вскоре превратиться в город Нефтеленск. Каждая новая скважина расширяла площадь Марковского месторождения: из 29 опробованных скважин в 15 были получены промышленные притоки нефти и газа.

Жить в «городе будущего» захотели и родители Анатолия Сафонова. Они на волне так называемой нефтяной лихорадки приехали из Кемерово в Верхнемарково. Поселок прирастал все новыми энтузиастами.

– Мне тогда пять лет было. На моих глазах поселок рос, расширялся. Строились новые улицы, дома. Здесь я пошел в школу, потом выучился в ГПТУ № 5 Усть-Кута, получил рабочую специальность и вернулся в Верхнемарково. К сожалению, также на моих глазах поселок приходил в упадок, – делится воспоминаниями нефтяник.

Марковское месторождение было хоть и первым, но далеко не самым крупным в Восточной Сибири. Геологи продвинулись дальше на север, где их ждали более значимые открытия – Верхнечонское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, а все поисковые работы в районе Верхнемарково были свернуты.

В начале 90-х бывшими работниками «Востсибнефтегазгеологии» было создано предприятие «Венд», которое взялось за расконсервацию марковских скважин. Нефть с месторождения нужно было транспортировать на Усть-Кутскую нефтебазу, и Анатолий Сафонов устроился водителем в «Венд».

– Только-только начали нормально работать, люди в поселок стали возвращаться, стройка возобновилась – раз, и местные власти забирают «Венд», передают его муниципалитету, переименовав в «Усть-КутНефтегаз», и снова несколько лет застоя. Зарплату не платили по полгода, перспектив никаких, – вспоминает Анатолий Сафонов. – Уже и не ждали ничего хорошего, как вдруг у «Усть-КутНефтегаза» снова меняется собственник – за управление берется «Иркутская нефтяная компания. Помню, нам генеральный директор Марина Владимировна (Седых. – Авт.) говорит: «Мужики, понимаю, трудно все снова начинать. Вы, пожалуйста, постарайтесь, и обещаю, что вместе у нас все получится». И ведь действительно получилось! – говорит Анатолий Сафонов. Он работает в ИНК со дня основания компании, из которых последние шесть лет, с 2010 года – оператором технологических установок. В 2016 году Анатолий Сафонов «за достигнутые успехи и многолетнюю добросовестную работу» указом президента РФ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Госнаграды удостоен еще один житель Верхнемарково – Виктор Амбросов, который работает в ИНК оператором по добыче нефти и газового конденсата на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении. Сразу после окончания школы поселка Верхнемарково в 1979 году Виктор пришел на работу электромонтером в Ленскую нефтегазоразведочную экспедицию треста «Востсибнефтегазгеология». Начинал учеником, все премудрости сложного дела по монтажу и обслуживанию буровых установок осваивал непосредственно на рабочем месте. Так что все этапы разработки Марковского месторождения проходили на его глазах и при его непосредственном участии.

– Работать приходится в сложнейших климатических условиях: летом на жаре, а зимой при морозах до минус пятидесяти градусов, когда металл становится хрупким, как стекло, и малейшее неверное движение может привести к аварии. Несмотря на все трудности, я предан своей профессии и своей компании, – признается нефтяник. По стопам отца пошел и младший сын, который сейчас учится в Томском политехническом университете. По окончании вуза он намерен вернуться на работу в ИНК.

Наследники первопроходцев

Традиции и дело первооткрывателей Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции продолжает ООО «Иркутская нефтяная компания». С момента своего основания компания направила на развитие месторождений и лицензионных участков недр, строительство производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры более 130 млрд рублей. Большую часть чистой прибыли ИНК вкладывает в развитие производственной инфраструктуры на территории региона. За последние восемь лет группа компаний ИНК открыла на территории Иркутской области и в Республике Саха (Якутия) восемь месторождений углеводородного сырья. Первой в Иркутской области ИНК приступила к промышленной добыче нефти и реализации масштабного газового проекта в регионе. Входит в ТОП-20 крупнейших отечественных компаний по запасам углеводородного сырья.

ООО «Иркутская нефтяная компания» и ее дочерние предприятия, где трудится почти 6 тыс. человек, зарегистрированы и платят налоги в бюджет и внебюджетные фонды в Иркутской области. Компания входит в число крупнейших налогоплательщиков региона. Налоги и платежи в консолидированный областной бюджет по группе компаний ИНК в 2016 году составили 11,1 млрд рублей – это 8,5% от общих доходов консолидированного бюджета региона. Общий объем налоговых отчислений компании в бюджеты всех уровней с 2007 по 2016 годы – более 210 млрд рублей.