В Прибайкалье прошел III областной фестиваль «Северный Аргиш»

Более ста представителей коренных малочисленных народов из пяти районов Иркутской области приняли участие в III областном фестивале «Северный Аргиш». Учредителями и организаторами мероприятия выступили министерство культуры и архивов Иркутской области, Центр культуры коренных народов Прибайкалья, Ольхонское районное муниципальное образование при поддержке управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям и «Союз коренных малочисленных народов Севера Иркутской области».

Программа фестиваля насыщенна и разнообразна. Вокальные и танцевальные выступления творческих коллективов, конкурс национальных блюд, выставка-продажа сувенирной продукции, мастер-классы и игра на национальных инструментах… Эвенки и тофалары из Казачинско-Ленского, Бодайбинского, Качугского, Катангского и Нижнеудинского районов стараются как можно ярче и эффектнее представить свою национальную культуру.

Перед торжественным открытием гости знакомятся с выставкой изделий народно-прикладного творчества. Чего здесь только нет! Вышитые искрящимся бисером обереги и унты, картины и ковры всевозможных размеров и расцветок, украшения, одежда и игрушки…

Галина Жерандоева из села Вершина Ханды Казачинско-Ленского района привезла на выставку расписные берестяные туеса.

– Когда была помоложе, шила унты из камуса, расшивала бисером и разноцветной тесьмой, а теперь вот на бересту перешла, – рассказывает 72-летняя эвенка. – В нашем селе есть творческое объединение «Юктэ» (в переводе родник), в котором занимаются более 20 человек. Плетем из бисера украшения, делаем обереги из замши и меха. Недавно освоили поделки из газет. Сворачиваем полосочки, а потом красим. Получаются вот такие корзиночки, словно из ивы сплетенные. Еще на выставку мы привезли ложки, выдолбленные из цельного дерева, и уникальных кукол в северных нарядах. Они непростые – с секретом. Открываешь верхнюю часть туловища, а там – шкатулка! Дорогие ювелирные украшения можно хранить – чужой никто не догадается, где они спрятаны!

Коллекцией детских и женских сумочек из натуральной кожи, инкрустированных бисером и металлом, удивляет выставка Катангского района. Автор – Марина Костюченко. Она же – руководитель эвенкийского национально-культурного центра. Изделия мастерицы неоднократно побеждали на Всероссийских выставках «Сокровища Севера». Еще в числе экспонатов – необычный эвенкийский календарь, выполненный из оленьего меха и натуральной замши. Круг, поделенный на четыре части, украшен аппликацией, символизирующей времена года. В каждом секторе – названия месяцев на эвенкийском языке.

Панно на пяльцах – «изюминка» этнокультурного центра Тофаларии.

– Для украшения мы используем натуральную замшу, завязь кедра, бисер и клыки кабарги, – поясняет руководитель кружка Галина Ярцева. – Например, этот оберег – символ богатства и удачи. Клыки кабарги – к счастью, а колокольчик отпугивает злых духов.

Галина рассказывает, что центр посещают все Алыгджерские школьники с четвертого по 11 класс. Ребятишки под руководством опытных мастериц занимаются берестой, бисероплетением, делают обереги из меха и натуральной кожи. Недавно, например, освоили технологию изготовления из бересты миниатюрных чумов и обложек для книг. Теперь думают делать из этого же природного материала кружки и даже самовары.

Главная достопримечательность экспозиции поселка Качуг – обложка книги «Любимые рецепты», выполненная из кожи щуки. А поселка Перевоз Бодайбинского района – картины, вышитые из подшейной части оленя.

– Волоски под шеей оленя – более длинные и толстые, – объясняет автор шедевров Надежда Максимова. – Поэтому и стежки получаются объемные и блестящие, словно бусинки блестят на свету.

Надежда рассказывает, что в их поселке открыта воскресная школа, в которой мастерицы – ее мама Ольга Васильевна Максимова и Лариса Егоровна Нилова – обучают детей и взрослых делать ковры-кумаланы из оленьей шерсти и обереги – солнышки, расшивать унты и плести украшения.

– Сегодня, к сожалению, дети плохо знают эвенкийский язык, – сокрушается девушка. – Но в моей семье, например, мы говорим только на нем. Мой дедушка Василий Семенович живет в лесу, держит около 100 оленей. У него еще есть собаки и лошади. Оленье мясо продает, а молоко мы используем только для себя. Оно очень жирное и вкусное – ничуть не похоже на коровье. Еще из него делают очень вкусное масло и кетчех. Это такая воздушная масса, которую мажут на хлеб или едят с ягодой. Просто во рту тает!

Возле чумов накрывают столы для конкурса национальных блюд. И здесь каждая делегация старается удивить и поразить жадных до экзотики неискушенных горожан.

– Морошка, клюква, брусника, голубика, рыба копченая, жареная, вяленая, отварной язык косули, травяной чай, – частят, приглашая к столу, хозяева из деревни Вершина Тутуры Качугского района.

– А у нас «оказики» – жареные пирожки с олениной, лепешки, испеченные в золе, икра из хариуса и даже мед из… сосновых шишек, – зазывает Татьяна Глухова из деревни Чинанга. – Попробуйте эвенкийский суп – силэ, сыр из молока оленя и тушеную сохатину.

Жареной на вертеле изюбрятиной угощают казачинцы, а катангчане соблазняют тугунком – эндемиком реки Тунгуска – малюсенькой рыбкой, похожей на кильку, очень жирной и не имеющей костей. Ее они к конкурсу и засолили, и нажарили, и даже успели навялить.

Между тем на центральной сцене начинается торжественное открытие фестиваля.

– Доробо! Доробоо киширел! – приветствуют на эвенкийском и тофаларском языках гостей и участников фестиваля ведущие. – Мы рады видеть вас в этом священном месте – у подножия горы Ёрд, на празднике возрождения древнейших обрядов и традиций!

Ведущие рассказывают, почему фестиваль называется «Северный Аргиш»». Оказывается, «аргиш» в переводе с эвенкийского языка – олений обоз или оленья упряжка. По эвенкийскому преданию, прародительницей всего живого на земле является «энин-буга» – мать-олениха. Это красивое и благородное животное – спутник всей жизни северных народов. Друг, кормилец, пища, одежда и транспорт. Олень у тофаларов и эвенков – символ надежности и богатства.

Под звуки фанфар на сцену выходят участники, представляющие национальные этнокультурные центры, ассоциации и автономии, семейно-родовые общины и творческие мастерские.

– Дорогие друзья! Прибайкалье славится тем, что у нас в числе 28 субъектов Федерации проживают малочисленные северные народы – эвенки и тофалары, – приветствует собравшихся уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. – Иркутская область – уникальный многонациональный регион. Испокон века на нашей земле проживают многие народы, и добрососедские отношения являются залогом развития и процветания нашей Родины. Отрадно, что правительством области сегодня принимаются меры по улучшению качества жизни малочисленных народов. Безусловно, одним из важных условий сохранения этносов является сохранение культурных традиций и народных промыслов. Этот фестиваль, конечно, также послужит данной цели. Желаю крепкого здоровья и расцвета вашей культуры.

По поручению президента ассоциации коренных малочисленных народов РФ Григория Ледкова, к гостям обращается первый вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Нина Вейсалова:

– Уважаемые участники! Сердечно поздравляю всех с открытием фестиваля. Это яркое запоминающееся событие, объединяющее коренные малочисленные народы, является настоящим праздником самобытной культуры. Наш фестиваль проводится в преддверии международного дня коренных малочисленных народов мира. Пусть наша северная заезда Тэглэн всегда освещает ваш путь!

По традиции после приветственных слов начинается «Улгани» – обряд очищения. Согласно поверьям, каждый должен пройти через специально установленные шесты, украшенные ветками деревьев, символизирующие ворота, и поклониться бабушке-огню, покормив ее оленьим жиром.

– Проходя через врата – чичипкан, человек очищается от всех дурных помыслов, – объясняет суть обряда Нина Вейсалова. – А покормив дух огня – эбэкэ, – обретает хорошую жизнь, удачную охоту и счастье в семье.

После наступает черед вокальных и танцевальных конкурсов.

Самая юная участница конкурса – семилетняя Аня Амагзаева из поселка Ербогачен – исполняет песню про щеночка, которого зовут Котелок. Девочка рассказывает, что эту песню с ней разучила мама Наташа. Она по национальности эвенка. В школе Наталья Валентиновна преподает русский язык и литературу, а в воскресной школе, которую организовала год назад, – эвенкийский язык.

Танец с шаманскими бубнами показывают участники ансамбля «Черлик» из тофаларского села Нерха, а участники фольклорной группы «Кызыл кат» из поселка Верхняя Гутара исполняют музыкальную композицию под аккомпанемент металлического варгана.

Зрители встречают каждое выступление громом аплодисментов. Еще бы – не каждый день случается видеть и слышать такие старинные песни и танцы, насчитывающие, по рассказам исполнителей, не одну сотню лет. Праздник продолжается до глубокой ночи. Очарованные самобытной культурой гости не спешат расходиться. Не меньшее удовольствие получают от общения и сами участники. Целый год они готовились к фестивалю. И теперь живут надеждой, что встретятся со старыми и новыми друзьями вновь на следующем «Северном Аргише».