Флотская служба закаляет характер

В последнее воскресенье июля по традиции вся страна отметила День Военно-Морского флота. И хотя от наших краев до ближайшего моря пару тысяч километров, этот праздник значим и для Иркутской области. Ведь многие наши земляки проходили в разные годы службу в ВМФ. И сегодня мы хотим вам рассказать об одном из таких людей – жителе Нижнеудинска Александре Хроменкове, которому довелось служить на Тихоокеанском флоте.

Александр Хроменков родился в Караганде в 1960 году, но все его детство и юность связаны с Нижнеудинском. Здесь он рос, учился в школе. И как все мальчишки того поколения, Саша с детства мечтал служить в армии. После окончания школы даже пытался поступить в летное училище, но отбор туда был жестким, а конкурс – по нескольку человек на место. И если со здоровьем проблем не возникло, то вот на вступительных экзаменах ему до заветной цели не хватило всего несколько баллов. Пришлось с мечтой о небе Александру на какое-то время расстаться. Но у судьбы, порой, бывают неожиданные повороты. Такой сюрприз был уготован и Александру, не попав служить в стихию воздушную, он, сам того не ожидая, угодил в стихию морскую.

В военкомате призывника Хроменкова, как водится, спросили, где он желает служить. Саша, не задумываясь, ответил: «Только в десанте!» Ведь и ростом, и здоровьем, и статью он как нельзя лучше подходил для этого рода войск, да и мысль покорить небо не оставляла его. Но в военкомате решили по-своему, и поехал Александр Хроменков на Дальний Восток служить на Тихоокеанском флоте.

Прибыв во Владивосток, он надеялся попасть в морскую пехоту, и войска элитные, да и служили морпехи в то время два года, а флотские – три. Но тут его «подвело», как ни странно, … здоровье. После проверки в барокамере медики категорично заявили: «С такими данными служить тебе, парень, на подлодке». А дальше был учебный отряд подводного плавания, где матрос Хроменков проходил службу и осваивал специальность электрика. Ребята в их учебной команде подобрались что надо, приехали со всех уголков нашей необъятной страны, и многие, как и Александр, море видели только на картинках или по телевизору. Как-то так вышло, что и ростом команда электриков выделялась среди других курсантов. На подводный флот обычно берут ребят крепких, но невысоких. Электрики же призыва Александра Хроменкова все как на подбор были рослыми, за что их команда и получила шутливое прозвище «слоны».

Быстро пролетели семь месяцев учебки. По распределению матрос Александр Хроменков попал служить в отдельную 182-ю бригаду дизельных подводных лодок на Камчатку. Дизельные подводные лодки проекта 641 «Буки» или, как называли их на флоте, «букашки», стали его родным домом на долгие два с половиной года.

Многое пришлось повидать за годы службы Александру Хроменкову, многое испытать, много где побывать, но ярче всего остались в его памяти два дальних похода, в которых ему довелось участвовать. Первый из них, в который Александр попал еще «салагой» на первом году службы, длился почти полгода. Пришлось тогда Саше, до того времени человеку сугубо сухопутному, пройти походом и по Тихому, и Индийскому океанам. Побывать на нашей военно-морской базе «Камрань», на йеменском острове Сокотра и в порту Аден.

Дальние страны, моря и океаны, чудеса тропиков – все эта экзотика хороша для туристов, для моряка-подводника это редкие эпизоды во время стоянок в чужом порту или редкие минуты отдыха во время похода. Его жизнь, его реальность – стальное чрево субмарины, напряженный труд, ответственность, замкнутое пространство отсеков и его родной экипаж – 83 человека. Еще дальний поход – это суровые будни подводного корабля, учебные тревоги, вахты, отдых, нехитрые матросские развлечения, разговоры о далеком доме и настоящая флотская дружба. А иногда это еще и чрезвычайные происшествия, порой трагические.

Были такие случаи и во время этого похода. Как-то раз, когда подлодка следовала по Индийскому океану, кто-то из матросов по халатности переключил тумблер электрозамка, блокирующего переключатель мощности судовых аккумуляторов. Произошло это как раз в шестом отсеке, том самом, где служил Александр Хроменков. В отсеке возник пожар. Со стихией экипаж справился быстро, во время учений не раз отрабатывали подобные нештатные ситуации, но в результате пожара погиб один из мотористов, матрос-срочник. Еще один сослуживец Александра погиб во время этого похода от удара электрическим током.

Но не только этими происшествиями были наполнены будни многомесячного морского похода. Так, на советской военно-морской базе во вьетнамском городе Камрань, где их подлодка стояла довольно длительное время, Александру запомнились увиденные впервые им в жизни тропические фрукты, в том числе и кокосовые орехи, а еще, конечно, сами вьетнамцы, о выносливости и неприхотливости которых он до сих пор вспоминает с удивлением. Йеменский остров Сокотра поразил его настоящей тропической жарой, безводностью и скудной растительностью. Порт Аден – необычной арабской архитектурой и обилием белого цвета в одеждах местных жителей. А еще осталась в его памяти своеобразная военно-морская рыбалка. При встрече лодки с каким-нибудь рыболовецким судном на просторах океана два корабля сойдутся вместе, и начинается натуральный обмен – «ченч», рыбаки предлагают рыбу, подводники – краску, продукты.

Быстро летит время, быстро пролетели и три года службы матроса или, вернее, к концу службы главстаршины Александра Хроменкова. 1981-й – год его дембеля. Разлетелись по всей стране его друзья-сослуживцы, но остались они в памяти навсегда, ведь крепче флотской или армейской службы нет ничего крепче на свете. Вернувшись домой, в Нижнеудинске Александр Хроменков поработал немного на железной дороге, а потом судьба предложила ему иной путь. Увидел Александр как-то в газете объявление: «на работу требуются пожарные парашютисты-десантники», и то, о чем он мечтал еще с детства, осуществилось, он на всю жизнь связал себя с небом, пройдя за 33 года путь от рядового парашютиста-десантника до начальника нижнеудинского авиаотделения охраны лесов.

Но хотя дело, которое стало смыслом всей жизни Александра Хроменкова, на первый взгляд, далеко от его флотской службы, те годы, как он считает, стали самыми важными, определяющими в его судьбе. Ведь именно во время его флотской службы закалился его характер, выработалась ответственность, обязательность, умение находить общий язык в любом коллективе, то, что делает его хорошим руководителем и настоящим профессионалом своего дела. Потому и праздник День Военно-Морского флота для него один из самых значимых, родных. И в этот день, если только Александр Хроменков не находится в очередной командировке, он обязательно надевает свой старый, флотский тельник и бескозырку с лентой «Тихоокеанский флот», которые бережно хранит много лет.