Крылатая альтернатива

Ан-148 сделает полет комфортным и безопасным

Рабочей лошадке региональной авиации – Ан-24 – уже пора сойти со сцены. Этот факт понятен даже неспециалистам. За последние годы с авиалайнерами этого типа произошла серия авиационных происшествий. Поэтому президент РФ выступил с инициативой запретить полеты Ан-24. Что же взамен?

Для Иркутской области подходят три среднемагистральных лайнера – франко-итальянский ATR-42, канадский CRJ-200 и российский Ан-148.
ATR-42 первый полет совершил в августе 1984 года. Номер «42» в имени самолёта означает количество пассажирских мест, которое варьирует между 40 и 50. Его скорость составляет 450 км/час, как и у Ан-24.

Авиалайнер АН-148 отвечает всем международным требованиям безопасности полета, экологии, точности самолетовождения и может совершать полеты в любую страну мира без ограничений. По словам экспертов авиаотрасли,  самолет может садиться как на искусственные, так и на грунтовые и полосы.

При всех своих положительных летно-технических характеристиках франко-итальянский ATR-42 не может садиться на короткие и грунтовые взлетно-посадочные полосы, такие как в Киренске, Бодайбо и Ербогачене. Причина кроется в установленном на нем деликатном электронном оборудовании.

Канадский CRJ-200 совершил первый полет в 1995 году. Самолет рассчитан на 50 посадочных мест. Совершает перелеты при скорости 800 км/час. Разработчики пишут о его повышенных эксплуатационных характеристиках, что он способен выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов.

Однако на практике имеются другие примеры. Так, в апреле прошлого года в Демократической Республике Конго потерпел катастрофу самолет миссии ООН с 29 пассажирами и четырьмя членами экипажа на борту. Выжить удалось только одному человеку. Совершить удачную посадку пилоты не смогли из-за погодных условий: в Киншасе шел ливень и дул сильный ветер. А в 2004 году CRJ-200, выполнявший внутренний рейс из Баотоу в Шанхай, разбился через минуту после взлета.

По словам очевидцев, самолет загорелся еще в воздухе. А потом он упал в замерзшее озеро. Инцидентов с аварийными посадками хватает и в России. Эксперты называют чувствительность к обледенению главным недостатком CRJ-200. По этой причине данный самолет не может эксплуатироваться при экстремально низких температурах, свойственных северным районам Приангарья и Якутии.

Приемлемой альтернативой Ан-24 для Иркутской области можно назвать Ан-148, который собирает Воронежское акционерное авиастроительное общество (ВАСО). Это новый российский самолет, проектирование которого началось в 2001 году, в 2004-м разработчики приступили к его опытной эксплуатации, а в 2007-ом самолет получил сертификат соответствия европейским нормам.

Первый пассажирский рейс Ан-148 совершил в 2009 году. Судно обслуживают два пилота. Его скорость 800 км/час. Вместимость авиалайнера в зависимости от модификации составляет от 65 до 85 человек. «Самолет очень «умный» и удобен для пилотирования, – рассказал о новом российском проекте руководитель сборочного производства ВАСО Анатолий Супонецкий. – Достоинство Ан-148 состоит в том, что пилоты всегда имеют исчерпывающую информацию о работе его систем. Он понятен летчикам и послушен им». В отличие от своих зарубежных аналогов самолет Ан-148 неприхотлив к природно-климатическим условиям. Он без проблем осуществляет авиаперевозки в «царство вечной мерзлоты».

Авиалайнер отвечает всем международным требованиям безопасности полета, экологии, точности самолетовождения и может совершать полеты в любую страну мира без ограничений. По словам экспертов авиаотрасли, Ан-148 может садиться как на искусственные, так и на грунтовые и полосы.
Кстати, из семи действующих региональных аэропортов два уже сертифицированы для приема Ан-148 – это Иркутск и Братск.

Еще один аэродром – Усть-Кут – по состоянию взлетно-посадочной полосы и оснащенности готов для приема Ан-148, требуется лишь некоторое время на его сертификацию. Надо отметить, что по статистическим данным пассажирооборот по направлениям Братск и Усть-Кут составляет 34,2% от общего пассажирооборота на местных воздушных линиях Иркутской области.

Кроме того, в мае 2012 года в аэропортах Киренска, Бодайбо и Мамы проводились исследования на предмет пригодности взлетно-посадочных полос в этих аэропортах для приема Ан-148. По предварительным результатам исследования аэропорт Мама способен принимать самолеты Ан-148, а аэропорты Киренск и Бодайбо пригодны для его эксплуатации, но с некоторыми ограничениями (по посадочной массе и по сезону выполнения рейсов).

В связи с тем что Ан-148 может совершать полеты дальностью 2–7 тыс. км, это позволит пассажирам летать чаще, с меньшими затратами и без утомительных пересадок. Это преимущество воздушного судна способно расширить географию перевозок пассажиров не только в Байкальском регионе, но и наладить межрегиональные сообщения внутри Российской Федерации, в частности на рейсах в Якутск, Новосибирск, Благовещенск и Хабаровск. С помощью Ан-148 регион сможет развивать международные туристические связи особых экономических зон «Ворота Байкала» (Иркутская область) и «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) со странами Юго-Восточной Азии. Кстати, в 2010 году самолет прошел аудит безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта и был полностью допущен к эксплуатации на международных авиалиниях. Это, без сомнений, является дополнительным преимуществом для Иркутской области и даст существенный толчок к развитию туристической индустрии региона.

Решая проблему с развитием авиаперевозок, необходимо руководствоваться комплексным подходом. Наряду с покупкой летательных аппаратов нужно серьезно вкладываться в реконструкцию местных аэропортов, прописать на ближайшую перспективу структуру авиамаршрутов и сформулировать предложения по частоте рейсов по тем или иным направлениям, обеспечить жителей Приангарья билетами поприемлемыми ценами на билеты. Это те задачи, с которыми власти и бизнесу вполне под силу справиться совместными усилиями. Тогда жители Иркутской области смогут летать самолетами Ан-148 регулярно, безопасно, с комфортом и по приемлемым ценам.