05.03.2010 13:00

Женские вотчины

Для сибирячек признание важнее денег

8 Марта – День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Этот праздник в 1910 году придумала социалистка Клара Цеткин.

Вместе со своей подругой Розой Люксембург они взбунтовались против старинного правила трех «к», определяющего поле деятельности для дам – кухня, киндер (дети) и кирха (церковь). Прошло больше столетия, но с тех пор политологи и социологи продолжают выяснять, по какому сценарию будет развиваться женское представительство во власти. Пока в нашей стране в высших эшелонах властных структур мужчины держат безоговорочное лидерство. И только муниципалитеты и местные советы, по выражению директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, являются «женскими вотчинами». Реальной власти и денег там мало, работы много, и результат ее виден не сразу.

В канун 8 Марта мы побывали в Балаганском районе. Здесь мэр и четверо из семи глав сельских поселений – представительницы прекрасной половины человечества. Отправившись на встречу с одной из них – главой администрации Тарнопольского МО Тамарой Дубовец, мы познакомились и с другими, пусть не всегда обремененными властью, но тоже интересными женщинами. Они, вопреки заветам Клары Цеткин, по крайней мере, о двух «к» – кухне и детях – не просто не забывают, но и понимают, что, только сохраняя семейные устои, можно сохранить общество. А кто им уже будет управлять – вопрос второстепенный.

Семейная гавань Любови Шафиновой

Вот так всегда на выездах. Ты заранее определяешь маршрут и остановки по требованию командировочного задания, но жизнь вносит свои коррективы. В день приезда корреспондентов «Областной» в Балаганск в мэрии проходила большая планерка, а потом было еще какое-то совещание, и все намеченные журналистские планы пошли прахом. Спасибо руководителю регионального отделения «Союза сельских женщин» Нине Суворовой, она снабдила в дорогу нужными телефонными номерами и свела с людьми, которые не бросят заезжих журналистов в чистом поле. Вместо него мы оказались в теплой уютной кухне, где в режиме нон-стоп поила нас чаем жительница поселка Любовь Шафинова.

– Благодаря вам я с работы отпросилась. Давно у меня не было выходных. Сейчас готовимся к Международному женскому дню. Сначала думали провести только большой праздничный концерт к 8 Марта . Но мне стали звонить, просить еще и вечер отдыха организовать. Люди не хотят банально гулять в кафе. Они приходят к нам со своими угощениями, а мы для гостей организовываем праздничную программу. Так что и 6 марта в ДК тоже будет мероприятие. – Любовь Шафинова возглавляет балаганский Дом культуры. На ее праздниках бывает больше женщин. Мужчины часто уезжают на заработки в лес или работают на разных предприятиях вахтовым методом. Вот и старший сын нашей хозяйки после армии тоже отправился в Иркутск. Зарплата в родном поселке его не устроила:

– Молодые стремятся в город. В деревне жить все труднее. Крестьянский труд вообще не ценят. У меня корова есть, но я молоко за копейки не буду продавать, лучше подарю.

В разговоре с Любовью Михайловной не поймешь, какое хозяйство для нее более хлопотное – работа или дом. Это не квартира, а целая анфилада комнат – их 10. У нашей собеседницы четверо детей. Когда стали подрастать старшие сын и дочь, она взяла на воспитание сирот из местного приюта. Две сестры Света и Вика обрели новый дом. Еще здесь живет их няня – девушка из села Зунгры. Ее считают членом семьи, в которой сейчас семь человек. Из них пять – представительницы слабого пола. Даже всеобщие любимцы кошки и то – дамы.

– У младшей Вики нашли аллергию, придется кошек отдавать, а они же нам как родные, – переживает мама.

Вика как раз возвращается с репетиции и весело рассказывает о том, как мальчишки не могли запомнить простых танцевальных движений. Следом приходит из школы старшая дочь Марийка и ухмыляется по поводу мальчиков, которые ленились решать математические кроссворды. Гендерные споры – вечны. Правда, в этой семье компромисс найден. Во многом благодаря тому, что Любовь Михайловна однозначно определила себя главной хозяйкой дома.

– Я не прислуга, а мать. И я сама, и муж, и дети все умеем делать. Летом я поеду сдавать сессию в Академию культуры в Улан-Удэ. Но за хозяйство и огород не переживаю, родни много. Всегда выручат. В прошлом году у меня корова с грядки съела всю капусту– 120 корней. Так что, думаете, я без капусты осталась? Нет, конечно. Принесли родственники. Мы дружно живем. За столом в праздники 35 человек собирается. – Не скрывает гордости Любовь Шафинова.

Мы, сначала несколько взвинченные городской суетой и вынужденной задержкой в Балаганске, отогреваемся у печки в этой семейной гавани. Совсем не тихой, ведь именно из-за боязни тишины и решили Любовь Михайловна с супругом взять к себе детей, которых сейчас сиротами никак не назовешь. Находясь здесь, понимаешь одну старую мудрость – никуда не торопясь, все можно успеть. Та же Марийка, кроме того, что учится хорошо, по дому справляется, еще и поет, танцует, в клубе «Мастерица» шьет из лоскутков симпатичные вещицы. Программу для организации работы студии рукодельниц написала ее мама. Можно было финансирование растянуть и на четыре года. Но Любовь Шафинова по-женски смекнула, что надо брать, пока дают. И пока цены не поднялись, закупила сразу все необходимое оборудование. Конечно, не прогадала.

Культурная обитель Марины Павловой

– Как хорошо, что в прошлом году мы успели перечислить дорожникам более 400 тысяч рублей, а то совсем бы без ремонта остались в этом году. У нас не было ни одного года, чтобы деньги у нас пропали или чтобы было нецелевое использование. Есть деньги – они освоены именно по этой статье и никуда они не уйдут. – О том, как важно не упустить момент, нам рассказывает Тамара Дубовец. Тамара Григорьевна, прихватив торт («за порог с пустыми руками нельзя – в деревне с детства так воспитали»), заскочила на обед к директору ДК между двумя совещаниями. – И все это заслуга нашего мэра Надежды Жуковой. Она сама работать умеет и других может заставить. Характер у нее твердый. На выборах у нее было столько оппонентов, и все мужчины. Но она сумела их обойти. Хотя сложно было.

Завтра и у главы Тарнопольского сельского поселения будет сложный разговор. В повестке дня – необходимость внести изменения в бюджет поселения. Изменения со знаком минус. Сельская казна теряет 821 тысячу рублей, на которые здесь так рассчитывали. Настроение у Тамары Григорьевны от этого совсем нерадостное.

– Что обо мне писать? Вы лучше о наших людях расскажите. Они хорошие. Помогают очень. – Уже после всех необходимых визитов в райцентре мы едем в село Метляево, к одной из помощниц главы поселения – Ольге Павловой.

Она встречает нас в старом, но крепком деревянном здании. Здесь располагаются библиотека и клуб. В зале репетируют четыре девчонки – школьницы. Они готовятся к проведению конкурса «Культурные традиции: от бабушки к внучке». Это мероприятие стало популярным в деревнях области, организует его региональное отделение «Союза сельских женщин». Раньше оно проводилось сразу в районе, теперь решили искать интересных участниц, начиная с первого уровня поселений. Тамара Дубовец уже во второй раз решила сама посоревноваться в этом конкурсе вместе с внучкой Сашей. Если инициатива действительно хорошая, на селе ее поддержат. И совсем не обязательно, чтобы за это было какое-то материальное вознаграждение. Тот же упомянутый в начале статьи ученый Михаил Горшков утверждает, что женщины-руководительницы признание своего труда считают даже важнее денег. Ольга Павлова, например, не только руководит клубом и библиотекой, но и осуществляет функции, совсем для нее необязательные.

– Марина Викторовна выдает отдельную часть справок, помогает в оформлении похозяйственных книг. Ведет регистрацию документов. Знает каждого жителя. Помогает заниматься сбором земельных налогов, оплатой за воду, электроэнергию. Когда мы приезжаем, она нам тетрадь показывает, кто с какими жалобами обратился, – говорит Тамара Дубовец.

Недавно к Ольге Павловой приходила бабушка Феня – грамоты она не знает, поэтому с пенсионными начислениями разобраться не может. Библиотекарю пришлось звонить в центр поселения, причем по таксофонной карте, сотовой связи в этих местах нет. Суть вопроса выяснили, с бабулей провели разъяснительную работу. Иначе той пришлось бы ехать в райцентр, а старушке такая дорога не под силу.

– Марина Викторовна в данной деревне человек для администрации совершенно незаменимый, – хвалит коллегу Тамара Григорьевна. Коллега – это не оговорка. Глава поселения сама раньше работала библиотекарем, правда, не здесь, а в Тарнополе. Но это здание ей очень хорошо знакомо, здесь, в Метляево, она окончила начальную школу. Тогда маленькая девочка и не предполагала, что станет в родных местах главным начальником. Ей хотелось быть агрономом. Но отец сказал, что это не девичья профессия. Отца, инвалида войны, умершего в 1970 году, Тамара Григорьевна очень уважала, поэтому и пошла в библиотеку. Но работать пришлось все-таки больше не с книгами, а с живыми людьми. А они разные. Кто тверд, как кремень, кто мягок, словно масло. Отсюда и появляются неблагополучные, или как их называют здесь – трудные семьи. В Метляево работу с такими семьями курирует опять же библиотекарь Ольга Павлова.

– Ко мне же ребятишки приходят, я все вижу. Вот однажды у нас один папа уехал на заработки, он хороший человек, работящий. А мама загуляла. Трое детей остались без присмотра. Конечно, в деревне детей никто не оставит голодными, но бегали они в холод по грязи без сапог. Я позвонила в район, приехали специалисты из соцзащиты, поговорили с ней, убедили, что если не исправится – детей заберут. Я тоже с ней говорила, но – никакого повышенного тона, ничего унижающего. И вот мама стала исправляться. Она – настоящая рукодельница, вяжет прекрасно. Раньше эта семья жила в хибарке, сейчас дом получили.

Новый дом Татьяны Тарасовой

По дороге в Тарнополь, глядя на темнеющее небо и часы, понимаем, что «рабочий день давно уже закончен». Но Тамара Дубовец не спешит домой. Она едет на улицу Новую, где светлым пятном выделяется новый дом. К нему катят санки с флягой воды двое мальчишек. Они в своей семье вместо мужчин. Мама Татьяна Тарасова родила шестерых детей, а вот обзавестись мужем не удалось. Поэтому пацаны, хоть и ростом с локоток, могут и воды наносить, и дров наколоть.

– Я пришла к ним в декабре, вижу, топить дом скоро будет нечем. Обратилась за помощью к фермеру Валерию Куйкунову. Потом уехала в командировку, а как вернулась – сразу сюда. Вижу, дрова уже привезли, у меня сразу настроение улучшилось, – улыбается ребятне Тамара Григорьевна.

Мать семейства в этот момент возилась на кухне с голубцами. Она и хлеб сама печет, покупать в магазине хлебобулочные изделия на такую большую семью – затратно, а основной источник доходов здесь – детские пособия. Татьяну когда-то тоже относили к «трудным» родителям. Женщина в тяжелые времена пробовала выпивать, но после того, как с ней обстоятельно поговорила глава поселения, она тоже стала по другому относиться к себе и детям. В ее доме, построенном, кстати на средства программы переселения из ветхого жилья, обстановка более чем скромная. Телевизор ламповый, вместо рабочего стола – старая школьная парта. Но аккуратность здесь во всем – и в одежде ребят, и в их ученических тетрадках. А в спальне висит трогательная стенгазета с нарисованными зверушками и добрыми пожеланиями маме ко дню рождения от каждого ребенка. Перед 8 Марта дети снова втихую от матери соберутся вместе, чтобы нарисовать ей очередную поздравительную открытку-плакат.

– У меня ребятишки дружные. Помогают мне. Я летом картошку прополола, а потом мальчишки с лагеря приехали, окучили больше 40 соток сами. Я не жалею, что у меня столько детей – младшему два, старшей скоро 18, – обнимая малышей, рассказывает Татьяна. – А Тамара Григорьевна умеет найти подход. Может посоветовать что-то. Ни разу мы друг другу не грубили. Даже в трудные времена.

– Пусть у Татьяны столько детей и нет мужа. Всякое в жизни бывает. Она их не бросила не одного. Сейчас дома у нее прибрано, чисто, дети сыты. Как бы мать не изворачивалась, ребятишки не ходят и куски по деревне не собирают, – говорит в свою очередь Тамара Дубовец. – Сначала отношения чуть не испортились, а потом я ей объяснила, что только хочу помочь. Сказала, если она будет ответственнее относиться к детям, то и к ней отношение изменится. Мы будем стараться помочь. Так и делаем. Сейчас вот надо с осенней одеждой помочь ребятам.

Крепость Ольги Кухаренко

Тарнопольские окрестности окутывают тишина и ночь. Местные красоты – лесистые холмы, поросли кустарника на берегах речки Одисинки, заснеженные поля угадываются по очертаниям. Тамара Григорьевна приглашает нас в гости, чтобы накормить ужином перед дальней дорогой в Иркутск. Но сначала заглядывает на минуту к соседям, очень хочет познакомить их с нами.

– Если бы в селе было хотя бы 25% таких семей, как Кухаренко, проблем бы в нем стало гораздо меньше, – считает глава Тарнопольского сельского поселения.

Супруги Кухаренко работают в СПК «Тарнопольский». Дома держат и личное хозяйство – сдают молоко в приемный пункт Ангарского молокозавода. Это хорошее подспорье.

В доме чувствуется достаток и заботливая рука хозяев. Они люди цельные, надежные, положительные. В наше время такие человеческие раритеты встречаются редко и в деревне, и в городе. При этом словами бросаться не любят, только сын Денис не стесняется гостей:

– Я машину умею водить, трактор. Телят пою, в стайке убираю. А еще мне лошадь купили. – Тамара Григорьевна рекомендовала нам 11 летнего Дениса как человека, из которого вырастет настоящий мужчина. 

Хотя его мама боится, что младший ребенок в семье (старшая дочь Настя учится в 9 классе) может вырасти эгоистом. То, что он не только учится хорошо, но и по хозяйству много чего делает, и на мельнице подрабатывает, Ольга считает недостаточным для того, чтобы ребенок вырос по-настоящему ответственным. Поэтому супруги Кухаренко решили взять к себе детей под опеку и подали заявку на участие в проекте «Каждому ребенку – семейное воспитание». Для этого придется даже учиться на специальных курсах. Таких семей в поселении десять.

– Мы сами чувствуем, что нам нужны еще дети. Надо, чтобы Настя и Денис умели заботиться не только о хозяйстве, но и о младших братьях, сестрах. И они сами хотят этого. Не сомневаюсь, что возьмут они ребятишек под свое крыло, – дает детям индульгенцию Ольга.

– Нам сегодня показалось, что в селе все в основном держится на женщине.

– Совершенно с вами не согласна. Куда нам без мужчин. Даже взять то же 8 Марта. В прошлом году мы с Настей ничего не делали. Папа с сыном с хозяйством сами справились, у нас только коров – четыре, еще есть куры, свиньи. А вечером мужчины ужин накрыли нам, торт испекли…

Вотчина Тамары Дубовец

– Я тут недавно прочла интервью одного ученого, который говорит, что женщины априори глупее, потому что у нас мозг меньше. А вы что думаете? – Гендерные разговоры продолжаем уже за поздним ужином в очень опрятном и гостеприимном доме Тамары Григорьевны.

– Ха, пусть на деле докажут. Что бы там ни говорили, а женщина в развитии общества шагнула далеко вперед. И она не боится трудной и малоблагодарной работы. Мужчина привык видеть результат своего труда сразу. А мы можем терпеливо ждать его годами. Так привыкли в семье. Ведь мы поддерживаем детей всегда, вне зависимости от того, успешны они в данный момент или нет, и ждем, что все у них получится.

Тамара Григорьевна, потчуя разносолами, все переживает о завтрашнем заседании местной думы. А перед ним нужно будет еще и подготовить справку о мероприятиях по увеличению доходной базы, в основном за счет земельного налога. Приусадебные участки у селян уже оформлены, а вот паи – еще не у всех. Чтобы подать пример односельчанам, Тамара Дубовец решила и свой пай оформить, хотя особой надобности в этом нет. Трое детей и пятеро внуков разъехались по городам.

– Но все же есть поводы для радости, праздник же?

– Если подумать, то есть. Школу строим, детский сад, еще пять новых домов. Еще у нас в прошлом году родилось на десять человек больше, чем умерло. И ребятишек перестали в детдома отдавать. Когда я хотела стать агрономом, то считала, что самое красивое – это поле зреющего хлеба. Сейчас думаю, что самое прекрасное – улыбающиеся дети. Это для женщины – всегда лучший подарок к празднику.