Послание врио губернатора Иркутской области
Игоря Кобзева
о положении дел в 2019 году и основных направлениях областной государственной политики в 2020 году
Дорогие друзья!

Три месяца я возглавляю Иркутскую область. Эти три месяца стали для меня особым опытом, непростым и очень ценным. Много езжу по региону, встречаюсь с людьми. Это позволило погрузиться в проблемы, понять, чем и как живёт Приангарье.

Проблем много. Поэтому важно выделить основные приоритеты. Определить принципы работы, которыми мы должны руководствоваться.
1
Принцип первый и главный – ориентир на человека
Предлагаю на все задачи смотреть, прежде всего, через призму того, как чувствует себя каждый житель области. Всё ли в порядке? Обеспечена ли безопасность? Есть ли работа? Доступен ли детский сад для малышей? Есть ли возможность получать качественную медицинскую помощь, образование, заниматься спортом, интересно проводить свободное время?

За всеми планами, таблицами и графиками мы всегда должны видеть человека.
2
Второй принцип следует из первого – открытость
Сегодня как никогда для жителей важен честный диалог с властью. Оценить ситуацию, понять положение дел, вникнуть в конкретные проблемы региона можно только встречаясь с людьми напрямую. Прямой диалог должен стать основой работы власти на всех уровнях.
3
Третий принцип – доверие людей
Я никогда не играл в политические игры. И начинать не намерен. Жители Иркутской области достаточно видели политических интриг, откровенной лжи, лукавства и фальши. Доверие к власти подорвано.

Пришло время вернуть это доверие. Вернуть его делом. Результатом – простым, зримым, ощутимым. Уровень жизни населения должен соответствовать потенциалу региона. Люди увидят изменения, услышат ответы на свои вопросы. Тогда они будут знать, что власть с ними и за них. Тогда мы сможем говорить о том, что наладили работу.

Время показной политики прошло. Наступило время конкретных действий!
Работу нужно строить с учётом признания всех имеющихся в регионе проблем.

Если посмотреть отчёты за прошлые годы, картинка складывается неплохая: благодаря положительной экономической конъюнктуре, сложившейся с 2014-го года, по некоторым экономическим показателям идёт рост. Казалось бы, всё хорошо. Если не принимать во внимание очевидные вещи.
И вы знаете, о чём я: за красивым фасадом – ветхая инфраструктура и плохое управление. Особенно это проявилось в кризисной ситуации прошлого года.

Несмотря на поддержку федерального центра, регион не смог организовать своевременную помощь. Не смог оперативно помочь людям.

Даже из средств регионального бюджета, предусмотренных в прошлом году на обеспечение жильем пострадавших граждан, 2 миллиарда рублей так и остались неосвоенными.

Скажу больше: такие проблемы сегодня есть в экономике области, в здравоохранении и образовании, в ЖКХ и строительстве, дорожной сфере. И вы это знаете лучше меня.

Простой пример. С одной стороны, доходы регионального бюджета значительно увеличились. С другой – бюджет Иркутской области за 2019-й год исполнен с дефицитом в 12,3 миллиарда рублей. А на 2020-й год – принят с дефицитом в 8,5 миллиарда рублей. С учётом восстановительных мероприятий этот показатель достигает 12-ти миллиардов.

Долг Иркутской области вырос за прошлый год на 38% – это 4,7 миллиарда рублей.

И это в регионе с огромным потенциалом!

Другой пример. Иркутская область была пилотным регионом, в котором запустили три года назад эксперимент по чипированию деревьев. И тем не менее, по размеру ущерба от незаконной добычи древесины мы – первые в стране: по данным Рослесхоза – более 40 миллиардов рублей ущерба за последние несколько лет.

Такие примеры можно найти в любой отрасли, в любой сфере деятельности.
В течение многих лет не исполнялась программа по капитальному ремонту многоквартирных домов. За пять последних лет их было отремонтировано лишь 60% от плана. Службой государственного финансового контроля Иркутской области проведена проверка в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, в ходе которой выявлено незаконное и неэффективное расходование денежных средств. Документы уже направлены в правоохранительные органы.

Остатки на счетах Фонда на начало текущего года составляли огромную сумму: 4,5 миллиарда рублей. Одни только накопленные проценты достигли почти 800 миллионов рублей. Деньги годами лежат мёртвым грузом, а люди так и живут в требующих ремонта домах.

Пример из другой сферы: в 2018-м году должны были построить 19 ФАПов. В итоге их сдали только в январе 2020-го года. В прошлом году – запланировали строительство 20-ти ФАПов. Вовремя сдали только 12. Часть ФАПов находится в таком состоянии, что принимать людей в них просто невозможно. Впору начинать всё с начала.

И это система. Такое же отношение сложилось к решению задач, поставленных федеральным центром. Работы по важнейшим экологическим проектам – Усольехимпром, БЦБК – годами не двигались с мёртвой точки. Только в начале марта мы смогли финализировать решения по этим объектам, привлечь федеральные ресурсы.

Нацпроекты. По итогам прошлого года не освоено больше 3,2 миллиарда рублей. Считайте, регион эти деньги потерял. Вдумайтесь: потеряли половину годового бюджета Братска или Ангарска!

Особенно обидно, что потери коснулись, в том числе, финансирования проекта «Озеро Байкал». Призываю относиться ко всем задачам и проектам, связанным с защитой Байкала, как к нашей первостепенной обязанности!
Прежде чем я перейду к основной части своего послания, отмечу две ключевые задачи на ближайшую перспективу.

Во-первых, 75-летие Победы над фашизмом.

В год памяти и славы мы приняли решение о региональных выплатах ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. И до 1 апреля их завершим!
Отмечу отдельно: Иркутск должен стать Городом трудовой доблести. В годы войны Иркутск сделал большой вклад в победу.

Поэтому он достоин этого звания. Я уже подписал соответствующее обращение на имя Президента.

Во-вторых, нас ждёт всенародное голосование по изменениям в Конституцию. Мы уже включились в этот процесс. Благодарю вас, уважаемые депутаты Законодательного собрания, за одобрение поправок. И теперь мы с вами должны обеспечить возможность выразить свое мнение всем жителям области. Важно организовать прозрачную процедуру, максимально полно проинформировать население, провести всё на достойном уровне.
Теперь о пяти ключевых приоритетах развития:
1
Необходимо вернуть доверие людей
2
Открытость
3
Регион должен стать удобным для жизни
4
Защитить экономику региона от современных угроз
5
Вернуть Приангарье в федеральную повестку
Первый и главный – в регионе должна работать власть, открытая для людей.

Нам необходимо объединить усилия. Я готов работать со всеми конструктивными силами, вне зависимости от политических предпочтений.

Считаю, что открытость и прозрачность в работе должны стать визитной карточкой органов власти Иркутской области на всех уровнях.

Я много встречаюсь с жителями. Выясняется, что у людей фактически нет возможности диалога с представителями власти.

Всем необходимо искать новые, эффективные формы работы с проблемами граждан. Надо не прятаться от них, а работать на упреждение.

Простой пример – уровень зарплат младшего и среднего медицинского персонала. Сегодня медработники возмущаются низкой оплатой труда. Причина: несвоевременный переход на новую систему оплаты породил справедливое недовольство. А власть это не проконтролировала и сейчас вынуждена «бить по хвостам».

Другой пример – решения, которые принимаются в ходе прямых встреч с людьми.

По итогам поездок для меня стала очевидной проблема жителей прибайкальских поселков. В итоге нашей совместной работы Правительство России внесло в Госдуму законопроект, позволяющий установить границы населенных пунктов, расположенных на землях лесного фонда рядом с озером Байкал. Законопроект позволит решить многие проблемы их жителей.

Также эффективно работает канал связи через социальные сети. Призываю всех пользоваться этим инструментом. Руководители всех уровней должны идти на прямой контакт с жителями. В любой форме: открытые встречи, выезды на проблемные объекты и территории, приёмы. Это необходимо делать постоянно!
Второй приоритет – наведение порядка в регионе.

Прежде всего, в финансовой сфере, в сфере госзакупок, в строительстве и дорожной отрасли, в капремонте и аварийном жилье, в экологии и лесном хозяйстве. До полного исключения фактов коррупции.

В настоящее время надзорными органами уже ведутся системные проверки МУПов, ГУПов и автономных некоммерческих организаций. В самое ближайшее время силами федерального центра будет проведен аудит всей финансово-бюджетной сферы региона.

По моему поручению был проведен мониторинг госзакупок. Что он показал? Он показал, что необходимо поменять подходы к составлению технического задания.

Для примера: доля регионального продукта в объёме потребления учреждений социальной сферы области составила всего 27,5%. В общем количестве заявок, подаваемых на участие в конкурентных процедурах закупок для государственных нужд, доля областных сельхозпроизводителей ещё более незначительная – 11%.

743 миллиона рублей ушли только в прошлом году поставщикам продовольствия из других регионов и их посредникам. А общая сумма контрактов с поставщиками, подрядчиками, исполнителями из других регионов, за год составила 12,5 миллиарда рублей.

Поручаю Правительству Иркутской области разработать механизмы и инструменты по максимальному вовлечению местных товаропроизводителей в сферу государственных и муниципальных закупок. Отдельно хотелось бы довести до руководителей муниципальных образований о принятии мною решений об увеличении размера закупочной деятельности до 200 миллионов рублей в сфере ЖКХ и строительства. И это ответственность руководства муниципального звена! В случае успешной реализации инициативы будет принято решение в отношении других сфер деятельности!

Нужно усилить наши действия по наведению порядка в лесном хозяйстве.
Лесная отрасль откровенно убыточная, максимально непрозрачная и криминальная.

Мы должны знать всё о каждом срубленным дереве, реальных площадях рубок, каждой сделке с древесиной. Нужна тотальная цифровизация и контроль!

Кроме того, необходим рачительный подход к лесу, глубокая переработка, создание новых рабочих мест.
Убеждён: там, где есть ответственный подход к лесопользованию, лес не горит. Меньше пожаров – выше доходность.

Отдельный вопрос – лесовосстановление. Необходимо переформатировать работу областных учреждений лесной сферы, обеспечив восстановление всех уничтоженных и утраченных за прошлые годы лесов! Арендаторы также должны заниматься лесовосстановлением! Только в этом случае лес становится возобновляемым источником.
Особое внимание лесным пожарам. Мы должны работать на упреждение. Необходимо перераспределить средства, сделав упор именно на их недопущение, анализ причин и оперативное реагирование. Важно наладить взаимодействие с добровольческими отрядами для работы по информированию и предупреждению пожаров. Правительство готово мотивировать волонтеров.

Правительству области в кратчайшие сроки реализовать утверждённый комплексный план мероприятий по развитию лесного хозяйства.
Считаю крайне важной проблему экологической безопасности. Поэтому не могу обойти вопрос ликвидации отходов деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и ООО «Усольехимпром».

Вопросы безопасности Байкальска и Усолье-Сибирского крайне важны. Они находятся не только на моём личном контроле, но и на контроле федерального центра.

К решению накопленных проблем в Байкальске и Усолье-Сибирском подключены общественность, научные организации и экологическое сообщество. Пора разминировать эти экологические бомбы!
Утверждён план работы по этим направлениям, есть понимание со стороны федерального центра.

Решение проблемы ликвидации отходов БЦБК должно идти параллельно с предупреждением паводковых явлений, проектированием и строительством объектов селезащиты и развитием прибайкальской территории.

По Усольехимпрому: по демеркуризации цеха ртутного электролиза я обратился в Минприроды России для включения мероприятия в федеральный проект «Чистая страна». Организовано взаимодействие.
В настоящее время Правительством области с РосАтомом заключено соглашение по обращению с отходами 1-2 класса опасности на площадке Усольехимпрома.

Правительству области необходимо обеспечить содействие федеральному оператору в работе в рамках законодательно закрепленных за регионом полномочий.

Что касается Братска. По моему поручению создана рабочая группа. В неё вошли представители контролирующих органов и местного самоуправления, руководители предприятий города, общественные организации и экологические сообщества.
Выполнение мероприятий Комплексного плана по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух взято на контроль!

Помимо внедрения современных способов очистки выбросов необходим переход автотранспорта на экологически чистые виды топлива, создание зелёного пояса города, газификация Братска. Братск должен покинуть список городов с самым грязным воздухом!

В рамках проекта «Чистый воздух» выработанные по Братску решения будем использовать в других городах региона.
Помимо перезревших проблем, связанных с «экологическими бомбами» и незаконной вырубкой лесов, существуют и другие, требующие жёстких решений. Мы уже начали наводить порядок в сфере незаконной застройки.
Особое внимание нужно уделить нарушениям, которые на нашей территории допускают иностранные граждане. Это и незаконная застройка, и вырубка лесов, некорректное землепользование и многое другое.

Ситуацию необходимо взять под контроль. Провести полномасштабные проверки соблюдения миграционного, природоохранного и других видов законодательства иностранными гражданами.

Мы за добрые отношения и развитие стратегического партнёрства с соседями. С уважением относимся к тем, кто приезжает в наш регион. Но и они не должны забывать о том, что они у нас в гостях.
Наконец, нельзя не сказать о нашей с вами общей боли – ликвидации последствий наводнения.

Оно внесло коррективы не только в жизнь людей, лицом к лицу столкнувшихся со стихией, но и изменило подходы государственного управления.

Сейчас наша цель – справиться с оперативными задачами. Построить жильё в соответствии с графиком, расселить людей. Создать социальную и транспортную инфраструктуру, привлечь инвесторов, обеспечить рабочие места.


Обращаю ваше внимание на важность плановых работ, таких, как берегоукрепление, расчистка русел рек и других. Важно исключить происшествия подобного масштаба в будущем.

Все решения приняты на региональном и федеральном уровнях. Ответственные назначены. Приступили к исполнению.

Рассчитываю, что совместными усилиями мы выполним все эти задачи максимально оперативно и с соблюдением поставленных сроков.

Это наш человеческий долг.
Мы должны сделать Иркутскую область регионом, удобным для жизни. Это ещё один мой приоритет.

В текущем году Иркутская область приступает к реализации новых для себя задач. В этом году предусмотрено 26,5 миллиарда рублей на реализацию региональных проектов. За первые два с половиной месяца года фактическое освоение денежных средств составило 1,5 миллиарда рублей. Это около 6% от плановых значений. Поручаю руководителям проектов активизировать работу, не допустить ситуации прошлого года.
Важнейший для жителей региона вопрос – жильё. Выделяю в его решении ШЕСТЬ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ.

Первое – проблема безопасности домов 335-й серии в условиях повышенной сейсмической опасности, которая характерна для Иркутской области. Оттягивая поиск механизмов её решения, мы повышаем риск обрушения зданий и причинения вреда жизни и здоровью людей. По данным муниципальных образований, сегодня в Иркутской области порядка 1300 многоквартирных домов 335-й серии с общей площадью жилых помещений почти 4,5 миллиона квадратных метров. Для решения вопроса предлагаю использовать комплексный подход. Ключевую роль должно сыграть министерство строительства, дорожного хозяйства.

В связи с этим хочу обратиться к главам муниципальных образований: нужно направить в министерство строительства, дорожного хозяйства списки домов 335-й серии. Тех, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, но не вошли в реестры аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению до 2024-го года. Программу мы планируем начать с Ангарска. Это символично – именно здесь расположен первый в Иркутской области дом 335-й серии, построенный в 1959 м году, уже признанный аварийным.

Все решения по этому дому приняты. Будет проведено техническое обследование, которое сформирует подходы к работе с этой серией.
Решение проблемы домов 335-й серии нужно рассматривать в контексте общей федеральной программы реновации.

Понятно, что программа реновации – это не только 335-я серия, но и всё ветхое и аварийное жильё. Мною дано поручение по подготовке плана мероприятий по расселению жителей Иркутской области из ветхих и аварийных домов.

Считаю, что развитие строительного комплекса Иркутской области должно стать драйвером экономики будущего.

Поручаю Правительству области разработать соответствующую программу обследования домов 335-ой серии, организовать мероприятия по их включению в проект федеральной государственной программы. Доклад о планируемой работе жду к 1 мая 2020 года.

Вторая задача в жилищной сфере – рассмотрение вопроса о расширении числа категорий граждан, имеющих право на получение областной государственной поддержки в рамках программы ипотечного жилищного кредитования. Речь идет о льготной ипотеке с процентной ставкой от 5,15% для ветеранов и инвалидов боевых действий.

Знаю, что в этом вопросе много нюансов. Прошу Правительство Иркутской области проработать данный вопрос и при необходимости представить мне предложения по изменению в региональное законодательство с учетом добавление этой категории.
Третье – обеспечение квартирами детей-сирот. На январь 2020-го года в очереди на получение жилья состояло более 14 тысяч сирот. В последние 7 лет каждый год эта очередь росла примерно на тысячу человек. Динамика сложилась отрицательная. При этом, например, в 2019-м году деньги, выделенные на реализацию программы «Приобретение жилья для сирот», не были полностью израсходованы. В 2019-м году не освоено 387 миллионов рублей, включая 219 миллионов из областного бюджета и 168 – из федерального. Мы предусмотрели увеличение в несколько раз объёмов финансирования на 2020-2022-й годы. Уже в этом году планируем выделить помещений в 2,5 раза больше, чем в предыдущем. В 2020 году мы предоставим жилье в количестве 1 000 квартир в 14 территориях, в том числе – не менее 600 помещений до 1 сентября.

Также поручаю правительству принять меры к положительной динамике, обеспечить 100% освоение выделенных средств. Необходимо проработать стоимость квадратного метра жилья по данной программе, не допустив превышения нормы.

Кроме того, поручаю правительству региона разработать Указ губернатора по введению на территории области мер социальной поддержки. Следует предусмотреть выдачу сертификатов на жилые помещения для лиц из числа детей-сирот старше 23-х лет, трудоустроенных и имеющих детей. Срок – до 1-го мая 2020-го года.
Четвертый вопрос в жилищной сфере – оказание финансовой поддержки обманутым дольщикам. На сегодняшний день на территории Иркутской области насчитывается 31 проблемный объект и более 1000 пострадавших граждан.

Ситуация острая! В начале февраля я поручил Правительству Иркутской области подготовить все необходимые документы для создания регионального Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства. Движение началось, нужно проконтролировать, чтобы выбранная модель заработала и Фонд в полном объёме осуществил мероприятия по завершению строительства проблемных объектов.

Поручаю Правительству в срок до 1 мая 2020-го года сформировать региональный фонд и организовать взаимодействие с федеральным фондом по решению вопросов с проблемными объектами, включёнными в единый реестр.

Правительству Иркутской области до 1 мая 2020 года изыскать финансирование для обеспечения текущей деятельности регионального фонда. А также для осуществления имущественного взноса в федеральный фонд для решения вопросов с объектами долевого строительства, включёнными в единый реестр проблемных объектов.
Пятая задача, связанная с состоянием жилищного фонда – выход на своевременное выполнение программы капитального ремонта.

Все решения приняты, необходимо усилить работу по их реализации. Поручаю в текущем году исполнить незавершенные обязательства 2018-2019-го годов, а в срок до 1-го мая заключить все необходимые контракты для капитального ремонта многоквартирных домов по плану 2020-го года. Всего 1355 домов. До 1 ноября – обеспечить заключение плановых контрактов, касающихся капремонта 2021 года. Необходимо ввести трёхлетнее планирование по капремонту с учётом заблаговременного обследования технического состояния зданий. Обеспечить общественный контроль за работой фонда капремонта!
Шестая задача – выделение земельных участков в собственность многодетным семьям в границах населённых пунктов бесплатно для индивидуального жилищного строительства. По данным на 1 января текущего года в очереди на получение таких участков стоит более 13 ти тысяч семей. За пять лет очередь увеличилась практически вдвое, почти на 6 тысяч семей. Наша задача – сократить эту очередь. Поручаю Правительству Иркутской области провести анализ планирования населённых пунктов на предмет развития территорий под жилищное строительство. Рассмотреть вопросы подведения коммуникаций и строительства дорог к выделяемым участкам в плановом порядке на 3 года.
Отдельно остановлюсь на развитии транспортной инфраструктуры и обеспечении услугами связи.
В своём Послании Президент обратил внимание на то, что средства Фонда национального благосостояния будут направлены на проекты, снимающие инфраструктурные ограничения развития территорий.

Поручаю Правительству в срок до 1-го апреля 2020-го года сформировать перечень проектов на 3 года, попадающих под эти параметры.

По Иркутску. Считаю принципиально важным в сжатые сроки найти эффективный способ, который позволит освободить Иркутск от пробок.

Поручаю Правительству области в срок до 30-го ноября 2020-го года проработать вариант строительства Южного обхода. Этот проект поможет разгрузить микрорайон Синю́шина Горá и облегчить проезд в Иркутск жителям посёлка Мáрково, города Шéлехова и посёлков Шелеховского района.


По Братску. Принято решение о передаче участка федеральной трассы «Вилюй», проходящей через город Братск, на федеральное обслуживание. Поручаю областному Правительству разработать программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, улучшения транспортного обслуживания населения. Срок исполнения поручения – 30-е ноября 2020-го года.

Важнейшая задача – решение вопроса с аэропортом Иркутска. Мы направили мировое соглашение в арбитражный суд и в Федеральную Антимонопольную Службу. В ближайшее время должны прекратить спор.

Обсуждается вхождение в программу «Развитие транспортного комплекса». Наша цель – модернизация и строительство аэровокзала и взлётно-посадочной полосы, учитывая прогнозируемое увеличение пассажиропотока до 4,5 миллионов человек в год.
Поручаю:

– Правительству области – подготовить предложения по внесению изменения в государственную программу «Развитие транспортного комплекса» и предусмотреть мероприятия по реконструкции существующего аэропорта Иркутска. Срок – 1 июля 2020-го года;

– организовать разработку региональной программы строительства и реконструкции аэропорта города Иркутска. Срок – 1 октября 2020-го года;

– до конца 2020 года - организовать выбор инвестора для строительства нового аэропорта и аэровокзального комплекса с проведением конкурсных процедур;

– в срок до 30-го ноября 2020-го года – проанализировать предложения по выбору площадки под строительство нового авиаузла.
Развитие авиации в нашем огромном регионе не должно сводиться к модернизации аэропорта Иркутска.

В Иркутской области в перечень труднодоступных местностей входит 169 населённых пунктов, расположенных в 28-ми районах. Воздушные перевозки организованы только в 5-ти районах.

Поручаю Правительству представить предложения в программу развития региональных и местных авиаперевозок в срок до 1-го октября 2020-го года.

Еще одна проблема транспортной системы – состояние мостов. В конце прошлого года утверждена федеральная программа ремонта мостов и путепроводов. Для Иркутской области это отличный шанс получить финансовую поддержку федерального центра.

В рамках реализации данного проекта уже запланированы работы по строительству мостового перехода через реку Лена на автодороге Жигалово-Казáчинское. Поручаю Минстрою в этом году проработать с Федеральным дорожным агентством вопрос о выделении на эти цели средств в размере 500 миллионов рублей.
Нерешённой в регионе остаётся проблема обеспéчения малочисленных и труднодоступных населённых пунктов услугами связи. Это почти 400 сёл и деревень. По предварительным подсчётам, на решение проблемы требуется около 1 миллиарда 300 миллионов рублей.

Знаю, что строительство базовых станций в населённых пунктах с численностью до 500 человек операторы связи считают экономически нецелесообразным. Поручение министерству жилищной политики, энергетики и транспорта представить механизм господдержки уже дано. Срок исполнения – до конца текущего года.
По другому федеральному проекту – «Дорожная сеть» – в текущем году запланирован ввод почти трёхсот километров дорог на сумму более 8-ми миллиардов рублей. Теперь важно, чтобы все дорожные работы были выполнены качественно и в срок!
Теперь к вопросу строительства и реконструкции объектов соцкультбыта.
В рамках региональных проектов в 2020-м году будет осуществляться строительство, реконструкция и приобретение 42-х социальных и инфраструктурных объектов. Из них 24 должны быть введены в эксплуатацию уже в текущем году: это 2 дома культуры, 3 школы, 5 детских садов, 5 спортивных объектов, 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, 2 локальных водопровода, 6 ФАПов.

Также поручаю Правительству Иркутской области принять все необходимые меры, чтобы завершить строительство Дома спорта в пос. Усть-Ордынский в 2021-м году.
До конца 2020-го года нужно предусмотреть финансирование программы увеличения количества объектов социально-культурного назначения в сёлах и на отдалённых территориях. Задача – обеспечить контроль по качеству и срокам исполнения работ.

Поручаю по всем социальным объектам, возводимым в сельских районах в рамках нацпроектов, решить вопрос софинансирования разработки проектной документации из средств регионального бюджета в пропорции 50 на 50 с муниципальными образованиями, начиная с 2021 года.


Пристальное внимание нужно уделить демографической и семейной политике. Правительство области исполняет инициативы Президента в этом направлении.
В области есть выплата на рождение первого ребёнка в размере 10 тысяч рублей при доходе семьи меньше двукратного прожиточного минимума. Предлагаю увеличить эту сумму в 2 раза. Поручаю Правительству области разработать критерии и установить с 1-го января 2021-го года меру социальной поддержки семей при рождении первого ребёнка в размере 20 тысяч рублей на ребёнка.

Хочу затронуть тему доступности мест в яслях и детских садах. На сегодняшний день дефицит составляет более 3,5 тысяч мест. Ликвидировать его мы обязаны по поручению Президента до конца 2021-го года.

В связи с этим поручаю Правительству области уже в текущем году обеспечить ввод не менее 1420-ти мест. Срок – до 31-го декабря 2020-го года.

В отношении кадровой обеспеченности школ. Потребность по области к 2021-му году составит 1078 педагогов.

В целях развития системы общего образования и закрепления педагогических кадров:

- рекомендую руководителям муниципальных образований при содействии министерства образования совместно с заинтересованными органами исполнительной власти:

- рассмотреть вопрос выделения земельных участков под строительство муниципального жилья для педагогических работников, а также участков земли для индивидуального жилищного строительства молодым специалистам.

Обеспечить включение мероприятий по строительству данного жилья в перспективные планы развития территорий на ближайшие 5 лет. Срок исполнения до 1-го декабря 2020-го года;

- представить предложения по подготовке проектной документации на строительство школ с учётом прогноза демографической ситуации, генерального плана муниципальных образований, возможности выделения земельных участков – до 1-го августа 2020-го года;

- в связи с тем, что в ряде школ обучение осуществляется в две смены, увеличивается количество выездов автобусов, следовательно, и нагрузка на водителей. Штат водителей недостаточен. Рекомендую руководителям муниципальных образований доукомплектовать штат водителей для школьных автобусов исходя из потребности в дополнительных ставках в срок до 1 сентября 2020 года;

- Министерству образования Иркутской области осуществить реализацию программы «Земский учитель» в 2020-м году, предусмотрев софинансирование из регионального бюджета в размере 20-ти миллионов 370-ти тысяч рублей для получения единовременной компенсационной выплаты. 1 миллион рублей получит каждый учитель, который станет победителем в конкурсном отборе на замещение 97 вакансий. Вакансии формируются в соответствии с заявками мэров, глав муниципальных образований.

Ещё один важный момент, который касается детей – бесплатное горячее питание учеников начальной школы.

В настоящее время в Иркутской области необходимо обеспечить бесплатным питанием 144 тысячи учащихся с 1-го по 4-й классы. Для решения вопроса 100% охвата горячим питанием по предварительным расчетам в 2020 году дополнительно потребуется порядка 865 миллионов рублей. Также необходимо направить более 61,6 миллионов рублей на обновление инфраструктуры школьных столовых. Поручаю Правительству проанализировать указанные цифровые показатели и подготовить предложения по исполнению Послания Президента России – до 1 сентября 2020 года.
Следующая ключевая для жителей Приангарья тема – здравоохранение. Это одна из самых острых проблем не только в нашей области, но и в стране!
Федеральное правительство готовит целевую программу модернизации и капремонта организаций здравоохранения первичного звена.

Наша задача – обеспечить максимальное участие Иркутской области в этой программе на условиях софинансирования. По нашим данным, мы можем рассчитывать на 10 миллиардов рублей до 2024-го года.

Поручаю Правительству и министерству здравоохранения Иркутской области принять активное участие в этот процесс.

Областным бюджетом на 2020-й год предусмотрены средства в размере 500 миллионов рублей на разработку проектной документации и проведение капитального ремонта 61-го учреждения здравоохранения. Включая учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, специализированную, высокотехнологичную, медицинские колледжи. Министерству здравоохранения необходимо чётко проконтролировать выполнения данной задачи, обеспечив качественное и своевременное выполнение работ.

Теперь о ФАПах. Проблема острая. Как я уже сказал, в этом году мы сдаем 6. Считаю данную цифру недостаточной для снятия остроты проблемы.

Поручаю в этом году начать строительство ещё 24-х ФАПов.

Уважаемые главы муниципальных образований, прошу вас выделять земельные участки для строительства ФАПов, обеспеченные необходимой для их работы инфраструктурой!

Отдельный вопрос – строительство радиологического корпуса. Предусмотрено 5,1 миллиарда рублей, в том числе 2,7 миллиарда – из средств Росатома. В настоящее время заканчивается доработка проектно-сметной документации. На 2020-й год предусмотрено финансирование в размере 720-ти миллионов рублей.
В свою очередь, региональная власть обязана найти резервы и вплотную заняться решением жилищных проблем медицинских работников, особенно в сёлах, посёлках и малых городах. Необходимо использовать для этого все механизмы, в том числе предоставление служебного жилья и поддержку индивидуального жилищного строительства.

Все мы хорошо понимаем: технологические новации невозможны без квалифицированных кадров. Поэтому важно увеличить количество бюджетных мест в вузах региона. В скором времени будет изменён порядок приёма по медицинским специальностям. По специальности «лечебное дело» 70% бюджетных мест станут целевыми, по специальности «педиатрия» – 75%. Но дефицит есть и по ряду других специальностей.

Квоты на целевой приём будут формироваться по заявкам регионов, наша задача – предоставить выпускникам гарантию трудоустройства и жилья. В этом году выпускается 1065 выпускников.

Отдельно остановлюсь на обеспéчении профессионального роста и сохранении уровня зарплат бюджетников. Знаю, что параметры, заданные майскими указами Президента, в Иркутской области соблюдены.

Однако не секрет, что реальные зарплаты и суммы в расчетных листках порой заметно разнятся с отчётными цифрами министерств.

Средняя заработная плата в регионе выглядит вроде бы неплохо, но при этом значительно увеличивается нагрузка на рядового врача или учителя. Страдает качество медицинских услуг и образования!

Знаю, что сейчас есть напряжённость в оплате труда младшего и среднего медицинского персонала. Поэтому мною дано поручение о проведении комплексной проверки по ситуации с заработной платой. По итогам проверки будут приняты необходимые финансовые и управленческие решения.
Знаю о проблеме оттока молодых кадров из региона. Причин много, одна из них – неразвитая инфраструктура научно-образовательной среды.
Основной фокус научно-образовательного центра обуславливается уникальностью озера Байкал. Все разработки научно-образовательного центра направлены на развитие научных проектов мирового уровня вокруг неповторимой экосистемы озера.
Движущей силой региона является высшая школа и научные организации. В предстоящем году планирую перевести взаимодействие с советом ректоров, научным сообществом на качественно новый уровень.

В области 100 тысяч студентов. Студенчеству региона необходимы современные общежития. С министром образования России Валерием Фальковым будем обсуждать строительство межвузовского кампуса с привлечением федеральных и внебюджетных средств.

На встрече с иркутскими студентами также прозвучала просьба о создании Дома молодёжи.
Поручаю Правительству проработать с Администрацией города Иркутска вопрос о создании Областного Дома молодёжи в Иркутске в срок до 31-го июля 2020 го года.

Сегодня в области нет системы грантовой поддержки представителей молодёжи, реализующих социально-значимые проекты.

Поручаю Правительству Иркутской области проработать вопрос создания системы грантовой поддержки молодежи. Срок – 31 июля текущего года.
Заканчивая тему молодежи, хочу сказать спасибо студенческим отрядам, присоединившимся к работе на строительстве Центра по хоккею с мячом. Ребята – большие молодцы, их помощь бесценна!
При встрече с деятелями культуры прозвучало предложение о создании современного концертного зала с высоким уровнем акустики. Поручаю Правительству Иркутской области определить механизмы строительства данного объекта в Иркутске и представить предложения в срок до 1-го сентября 2020-го года.

Теперь о формировании современной городской среды.

В текущем году в муниципалитеты направляется субсидия на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды за счёт средств областного и федерального бюджетов.
Общая сумма – 1 миллиард 174 миллиона рублей, в том числе 225 миллионов рублей – средства областного бюджета.

Предварительно общее число дворовых территорий, запланированных в муниципальных образованиях к благоустройству в 2020-м году, составляет 187. Число благоустраиваемых общественных пространств – 106. Субсидия распределена по 76-ти муниципальным образованиям региона. Это больше, чем было в 2019-м году, когда её получателями стали 69 муниципалитетов.
Благоприятная городская среда должна быть создана в максимальном числе муниципальных образований – до конца 2021 года.
Особое внимание следует уделить благоустройству мест, связанных с празднованием 75-летия Победы.
Важной для нашего региона является тема сохранения архитектурного, культурно-исторического наследия. На территории Иркутской области расположено почти 3,5 тысячи памятников деревянного зодчества. Четверть всех памятников деревянного зодчества России. Многие нуждаются в проведении комплексных ремонтно-реставрационных работ. Эти вопросы требуют пристального рассмотрения.

Мною дано поручение по разработке концепции сохранения объектов культурного наследия. До 1-го июня должен быть сформирован документ, в котором будет
указан полный реестр памятников деревянного зодчества, а также способы их реставрации.

Источником финансирования могут стать дополнительные поступления в бюджет от введения гостиничного сбора с иностранных туристов.

Будем выходить с инициативой о включении Иркутской области в перечень регионов, где введен курортный сбор с иностранных туристов, в максимальном размере 100 рублей в сутки. Эти деньги целевым образом направить на реконструкцию памятников деревянного зодчества.
Источником финансирования могут стать дополнительные поступления в бюджет от введения гостиничного сбора с иностранных туристов.
Будем выходить с инициативой о включении Иркутской области в перечень регионов, где введен курортный сбор с иностранных туристов, в максимальном размере 100 рублей в сутки. Эти деньги целевым образом направить на реконструкцию памятников деревянного зодчества.

Следующий приоритет – защита экономики региона от современных угроз.

Экономика Приангарья, как и вся мировая, сейчас находится под влиянием негативных событий – это эпидемия коронавируса и снижение стоимости нефти. Текущая ситуация грозит перерасти из временного явления в новую экономическую реальность. Наша задача – защитить экономику региона.

Поручаю всем органам исполнительной государственной власти во взаимодействии с Федеральной налоговой службой и другими заинтересованными федеральными органами власти активизировать работу по улучшению наполняемости консолидированного бюджета. Обеспечить рост администрируемых и курируемых видов доходов выше прогнозируемой на 2020-й год инфляции.

Правительству Иркутской области и органам местного самоуправления необходимо скоординировать свои действия, чтобы в полном объёме исполнить все принятые социальные обязательства. Защитить людей от финансовой неопределённости.

Но надо смотреть в будущее!
В качестве стратегических целей на 5 лет предлагаю держаться следующих показателей развития:

- объём отгруженной продукции должен возрасти в 2,2 раза – до 2,6 триллиона рублей;

- объём продукции сельского хозяйства – вырасти в 1,4 раза – до 88 ми миллиардов рублей. Основные задачи по сельскому хозяйству в ближайшее время будем рассматривать на расширенной коллегии Министерства сельского хозяйства с участием Министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева.

Одной из мер, которая обеспечит обозначенные темпы роста, считаю бюджетную компенсацию закупок горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям. Поручаю предусмотреть увеличение бюджетного финансирования этого направления в связи с ростом стоимости ГСМ.

Объём ввода жилых домов должен вырасти более чем в 1,5 раза – до 1,5 миллионов квадратных метров общей площади в год.

Проведенный анализ показал, что количество выданных разрешений в 2019-м году меньше, чем в 2018-м году. Ситуацию необходимо исправить.

Поэтому ставлю задачу – проработать вопрос создания условий для комплексной застройки на территориях муниципалитетов.
Туристско-экскурсионный поток в Иркутскую область должен вырасти в 2 раза и составить 3 миллиона человек в год. Наша задача – увеличить не только поток туристов, но и средний чек, и время пребывания в области.
Важно использовать потенциал опорных территорий. Министерству сельского хозяйства поручаю, в рамках пилотного проекта, организовать в 6 районах Усть-Ордынского Бурятского округа базовые хозяйства семеноводческого и племенного направления, с переработкой зерна, молока и мяса. Усть-Ордынский Бурятский округ является для региона одной из ключевых опорных территорий сельскохозяйственного типа.
Главное – мы должны не просто обеспечить количественный рост экономики и качественные изменения социальной сферы. Мы обязаны создать современную среду развития. Инвестиции в основной капитал необходимо увеличить за пять лет в 1,6 раза – с 359-ти до 573-х миллиардов рублей в год. Это позволит создать более 14 тысяч новых рабочих мест.

Ставлю амбициозную задачу: нужно сделать всё, чтобы в течение двух-трёх лет выйти по данному показателю на первое место в Сибири.

Нужно полнее использовать ресурсы развития территории. Наше конкурентное преимущество – энерготарифы. Мы сегодня настроены на политику сдерживания роста тарифов. И готовы защищать свою позицию на федеральном уровне.

Отдельно стоит сказать о плохом состоянии электросетей, и, как следствие – снижении качества электроснабжения, частых аварийных отключениях. Это создаёт напряженность и определяет необходимость их модернизации.
Перспективной может быть тема автономной газификации.

При экономической целесообразности, перевода с угля на сжиженный природный газ котельных, находящихся в труднодоступных территориях. Технологии получения сжиженного природного газа активно развиваются. Потенциал его использования в теплоэнергетике и в качестве газомоторного топлива огромен. Будем работать в этом направлении.

Данный вопрос, наряду с другими, необходимо включить в Стратегию социально-экономического развития региона до 2036-го года.

Проект Стратегии должен быть доработан до 31-го мая 2020-го года.

Поручаю Министерству экономического развития организовать её обсуждение со всеми заинтересованными сторонами, общественностью и экспертным сообществом, учесть все ценные предложения.

При формировании стратегии важно уделить внимание не только промышленным отраслям, но и экологии, науке, туристическому направлению, молодежной политике, поддержке сельского хозяйства и малого предпринимательства.
Уважаемые коллеги!

Пятый приоритет – возвращение Приангарья в федеральную повестку. Будем исходить из простого принципа: не только регион – Федерации, но и Федерация – региону.
Я регулярно встречаюсь с федеральными министрами. Что самое полезное – встречаюсь на территории области. Недавний визит заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко позволил сдвинуть с мёртвой точки решение главных экологических проблем. Теперь есть чёткий план по Байкальску и Усолью-Сибирскому.

Визит заместителя Председателя Правительства Марата Хуснуллина в пострадавшие от наводнения территории также позволил принять ряд ключевых решений.

Марат Хуснуллин осмотрел объекты, на восстановление которых нужны дополнительные средства. В числе первоочередных задач – строительство защитных дамб и берегоукрепление.

Дополнительные средства для пострадавших от наводнения территорий будут выделены из федерального бюджета.

Ещё к вопросу взаимодействия с федеральным центром. В период с августа по октябрь 2020-го года будет проводиться Всероссийская перепись населения. В получении максимально достоверных сведений о населении Иркутской области заинтересованы мы все.
От точности собранных данных напрямую зависят объёмы финансовой поддержки муниципалитетов.
Обращаюсь к руководителям органов государственной власти и главам муниципальных образований. Нам нужно провести информирование населения о Всероссийской переписи и организовать её проведение.

В заключение хочу остановиться на особой значимости выполнения задач национальных проектов. Вопрос их реализации будет контролироваться в постоянном режиме.

Даю поручение о создании проектного офиса в срок до 1-го мая 2020-го года.

Первая срочная задача для проектного офиса – обеспечить возврат региону средств, которые не были освоены по нацпроектам в 2019-м году.

В прошлом году пришлось вернуть в федеральный бюджет 2,4 миллиарда рублей. Регион их просто не освоил! Еще раз скажу: это недопустимо!

Нами подготовлены заявки на возврат этой суммы почти полностью. Они направлены в федеральный центр, решения ожидаем в кратчайшие сроки.

Считаю задачу крайне важной. Прогнозируемый объём финансирования по нацпроектам в ближайшие три года составит более 80-ти миллиардов рублей.
Дорогие друзья!

Иркутская область обладает огромным потенциалом. Сегодня у нас есть всё для того, чтобы принципиально изменить жизнь людей.

Планка заявлена высокая, достичь её непросто, но реально. Для этого нужно, чтобы каждый из нас воспринимал эти планы как личные.

Давайте проявлять инициативу! Не стоит ждать команд и распоряжений, каждый из нас на своём месте должен самостоятельно анализировать ситуацию, включаться в поиск идей и решений.

Давайте действовать сообща, как единая команда – Правительство, Законодательное Собрание и органы местного самоуправления, брать на себя ответственность. Не искать оправданий в препятствиях и трудностях, а оперативно принимать решения и отвечать за результаты своей работы.

Завершить своё выступление хочу словами нашего знаменитого земляка Валентина Григорьевича Распутина, у которого недавно был день рождения: «Родина больше нас. Сильней нас. Добрей нас. Сегодня ее судьба вручена нам – будем же её достойны».