Путешествие «Сквозь стихию»

 

Изящные линии этих скульптур, кажется, рисуют не только очертания животных, но и ветра, метели и водную стихию. Созданные из бронзы, они кажутся такими легкими, словно висят в воздухе и движутся сквозь стихию. Не случайно именно так называется выставка известного художника, ювелира, оружейного мастера Жигжита Баясхаланова из Санкт-Петербурга, которая проходит в иркутской галерее В. Бронштейна.

В экспозиции можно увидеть более 30 произведений художника, созданных за последние два года. Среди них монументальные скульптуры – собственно это дебют мастера в данном виде искусства – мелкая пластика и ювелирные ножи. Кстати, именно с их изготовления и начал свой путь в искусстве Жигжит Баясхаланов, они же позволили ему шагнуть в своем творчестве гораздо дальше.

– Мне хотелось делать какие-то необычные ножи, не как у всех, и я придумал навершия не с анатомической головой, как у всех, а с силуэтом животного, – рассказал художник. – Потом возникла идея создавать из металла трофеи для охотников, ведь если, например, человек добыл лося, то не обязательно вешать в офис его голову, можно заменить ее бронзовой скульптурой. Мне показалось, что это будет более стильно и современно.

Самая любимая модель скульптора – лошадь. И это не случайно, выросший в деревне, Жигжит Баясхаланов все детство восхищался красотой и грацией этого животного. Отсюда знание малейших нюансов в его поведении, ведь лаконичными линиями мастер создает не только образ лошади, но и передает ее состояние.

– Я хотел показать не самих животных, ведь их нам уже демонстрирует природа, с которой сложно тягаться, а настроение, которое они выражают, – рассказал Жигжит Баясхаланов. – Например, голова лошади в скульптуре «У воды» символизирует для меня абсолютную свободу и гармонию. Ее глаза закрыты, она пьет воду, а по сути, черпает вдохновение или энергию природы. Ноздри я намеренно оставил сквозными, чтобы чувствовалось ее активное дыхание, как это и бывает на водопое.

На выставке есть и экзотические для нашего региона животные. Например, «Носорог», покрытый зеркальной патиной с бивнем из лазурита, который всем своим видом символизирует решительность. Одним из самых эффектных арт-объектов в коллекции можно назвать голову лося. Гигантский металлический каркас художник решил одеть не в бронзу, как другие скульптуры, а обмотать проволокой. В итоге образ получился легким и в то же время впечатляюще монументальным.

– Когда я впервые увидел лося в живой природе, удивился. насколько он огромный, конечно, не такой, как эта скульптура, но все равно это очень мощный зверь, – отметил Жигжит Баясхаланов. – Думаю, его, как и медведя, можно назвать полноправным хозяином тайги. Именно это ощущение я хотел передать через скульптуру. А техника, в которой он выполнен, родилась случайно. Дело в том, что, когда создают модель скульптуры из глины, каркас обычно обматывают проволокой, чтобы пластичный материал лучше крепился к основанию. Мы начали это делать и увидели, какая интересная фактура получилась, но при этом скульптура осталась легкой. Особенно эффектными вышли рога. А благодаря финальной пескоструйной обработке мы получили интересный серо-серебристый цвет.

Скульптура, вкупе с грамотно выстроенным на выставке освещением, словно переносит зрителя в некий сказочный лес. Вообще, это ощущение воздуха вокруг монументальных произведений Жигжита Баясхаланова заставляет на полную мощность работать воображение. Наверное, именно так выглядит идеальный компромисс между традицией и современным искусством, который не отталкивает человека от произведения, и в то же время не предлагает ему лишь копию действительности. Кстати, главная идея автора заключается в том, чтобы на скульптуру хотелось смотреть – глаз скользит по поверхности и отдыхает на ней, в отличие от его же мелкой пластики и ножей, которые скорее хочется разглядывать, чтобы не упустить ни одну деталь. Созданные из серебра, золота, моржового клыка, редких пород дерева и драгоценных камней, они являются настоящими произведениями ювелирного искусства, а сами лезвия из дамасской стали делают их опасным оружием.

– Изначально нож – это хранилище души, он несет непростую функцию, вспомним традиционные бурятские ножи, – пояснил автор. – Символы же, которые я использую, не просто декоративные элементы. На самом деле они усиливают его сакральное значение. Однако и сам нож, с орнаментами или без него, – священный атрибут.

Во всех работах автора чувствуется влияние национальной культуры, ведь сохранять и развивать традиционное искусство для Жигжита Баясхаланова очень важно. Эти убеждения разделяют все сотрудники его мастерской, где работают в основном друзья и родственники художника. И это неудивительно, ведь он родился в бурятском селе Алханай Забайкальского края, и многие знания, в том числе о культуре и искусстве своего народа, получил по прямой передаче. Еще в детстве он увлекся ювелирным делом, наблюдая за работой отца – искусного мастера, который поддержал способности мальчика. Со временем хобби Жигжита Баясхаланова стало профессией. Он уже много лет живет в Санкт-Петербурге, и за его плечами участие в многочисленных международных и всероссийских выставках и конкурсах. Работы мастера входят в собрания многих музеев и галерей по всему миру, в частные коллекции известных политиков, бизнесменов и общественных деятелей.

Выставка будет работать до 14 января.

 Предыдущий материал
Следующий материал 
Внимание! Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом. Использование авторской информации, размещенной на сайте, допускается только при указании гиперссылки на www.ogirk.ru в качестве источника материала.

Комментарии

Новые материалы

В Иркутской области завершен особый противопожарный режим, действующий в регионе с 14 апреля.  Как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по...

С 19 по 21 июля в селе Усть-Алтан Осинского района пройдет областной культурно-спортивный праздник "Эрын гурбан наадан" (Гэсэриада -...

В министерстве сельского хозяйства Иркутской области состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению общественно-значимых проектов с участием граждан, проживающих в...

В третий раз в Иркутске прошел фестиваль колокольного звона «Байкальский Благовест». На праздник, посвященный памяти сибирского святого – святителя...

Воспитанница областной спортивной школы олимпийского резерва «Олимпиец» Анастасия Садовникова заняла третье место в прыжках с шестом на всероссийских соревнованиях...

13 июля в галерее Бронштейна состоялась мировая премьера новой коллекции Даши Намдакова «Другое измерение». Все работы скульптора выполнены в...

Прямые поставки фруктов и овощей из Узбекистана планируют наладить в Иркутскую область. С таким предложением к губернатору Сергею Левченко...

С 24:00 16 июля до 24:00 30 июля будет частично ограничено движение транспорта по улице Карла Либкнехта в районе пересечения с...

15 июля в Черемхово в полицию поступило сообщение от местного жителя о том, что в соседней квартире продолжительное время...

​​16 июля в музее истории города Иркутска откроется выставка памяти семьи последнего русского императора Николая II. На выставке будут представлены...
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете “Областная” reklama@ogirk.ru


Реклама от YouDo
Смотрите здесь - услуги плотника в спб цены, посетить сайт .
Мастер по укладке плитки: расценки на демонтаж керамического плинтуса по ссылке.