Иван Вырыпаев: Если ты выбрал творчество, то больше не можешь быть как все

Иван Вырыпаев – один из самых неоднозначных драматургов современности. Все, что он говорит, – часто спорно, а порой фантастично, но при этом очень интересно. На встрече с Иваном Вырыпаевым вы можете испытать целую гамму чувств – от восхищения до раздражения, но скучно вам точно не будет. А еще за ним очень интересно наблюдать как за художником и как за человеком, ведь он находится в постоянном развитии.

Встреча с иркутянами началась с разговора об искусстве и творчестве.

– Творчество и искусство всегда только об одном – о создании вселенной, боге, тишине, красоте, любви и космосе. Тема может быть любой, хоть война в Сирии. Вспомним, как в древней Греции человек ходил в театр и смотрел страшные вещи, чтобы пережить катарсис – очищение. Американцы стали думать, что это достигалось с помощью хэппи-энда. Ничего подобного. Катарсис, наоборот, наступает, когда все погибли, и зритель говорит: «Фу, как я проплакался, как мне было всех жалко! А теперь мне так легко!». Это единственное, за что художник несет ответственность. Нужно так сконструировать произведение, чтобы внутри всегда была светлая дверь, через которую человек выходит с ощущением очищения.

– Как вы относитесь к цензуре?

– Мне кажется, что цензура в России – это реакция на травмирующее искусство. Я не говорю, что нужно нападать на художника, но, например, в Польше, где я сейчас живу, человек на сцене абсолютно безнаказан. В одном спектакле, где играет девятилетний мальчик, есть порносцены. Критик говорит: «Это же оправдано, почитайте текст», совершенно не понимая природу искусства. Когда ты смотришь на сцене порно, цель, которую ставит режиссер, не достигается. Ты сидишь, смущаешься, думаешь о чем угодно, только не об идее спектакля. Творчество должно раскрывать человека, а не закрывать и делать злым.

MU7A6265– Вы часто осуждаете порнографию в театре, но говорят, однажды сами разделись на сцене?

– Был такой момент, я же не против голых тел. Запретных тем по сути нет, но нужно думать, какой эффект производит то, что ты делаешь. Целомудрие – не просто церковный догмат, это сохранение своей энергии, подчинение ее. Важно, что, когда я разделся для проекта моих друзей, я не играл другого человека. Вообще театр должен быть искусственным, чтобы говорить правду. Когда актер играет, тогда с ним подлинный контакт, а когда он притворяется, то ты ему не веришь.

– Говорят, вы стали толерантнее относиться к своим коллегам, с которыми раньше были не согласны?

– Раньше я критиковал их за то, что они не такие, как я. Но сейчас, когда мне что-то не нравится, не возникает раздражения и зависти. Сейчас мне это по-прежнему не близко, но появилось уважение. Кроме того, я осознал, что могу какие-то вещи не понимать или просто ошибаться.

– Как вы поддерживаете в себе творческую энергию?

– Мы с женой нашли свой театральный метод, он связан с йогой, которой я серьезно занимаюсь восемь лет. Еще у меня есть духовная практика, особая диета и воздержание от алкоголя. Если ты в театре этим не занимаешься, то погибнешь. Пример тому – все наши артисты, которые спиваются и умирают. Актеры все ходят по лезвию бритвы, ведь это очень опасная профессия. Когда говорят, что Высоцкий не был бы Высоцким, если бы не пил, я категорически не согласен, ведь талант не в этом. Если ты выбрал путь творческого человека, ты больше не можешь быть как все. Это как уйти в монастырь. А вообще, я вдруг осознал, что жизнь такая короткая, и нужно радоваться каждому моменту.

– Как вы анализируете произведение перед тем, как его ставить?

– Мой учитель Александр Михайлович Паламишев – ученик Марии Иосифовны Кнебель, которая в свою очередь училась у Станиславского, – создал систему действенного анализа пьесы. По ней произведение можно понять через вычисление событийного ряда. От себя, как драматург, я добавил еще и механизм пьес. Например, возьмем моих «Пьяных» – все герои говорят всякую чушь, не понимая, что несут, но мы, зрители, из нее вычленяем четкое послание. Когда мой друг, режиссер Виктор Рыжаков, ставит эту пьесу в МХТ, все герои у него почему-то в гриме, как клоуны, и этот механизм ломается. Социальный аспект произведения нельзя игнорировать.

– А как же быть с осовремениванием классики?

– А зачем ее осовременивать? Если я покупаю билеты на Чехова, то я хочу, чтобы мне именно его и показали. Я же не хочу, например, слушать Моцарта на синтезаторе. Есть пьеса Чехова, в которой устарел конфликт, – эпоха аристократии духа уже прошла, а люди остались и не знают, как им жить. Кроме того, исходное событие у автора во втором плане, поэтому они бесконечно пьют чай. Нудятина страшная! Как режиссеру с этим справиться? Он не знает и переносит место действия в современный мир. Но для меня как зрителя пьеса становится инфантильнее. Я думаю о том, почему он говорит: «Вы, сударь…», а сам в адидасах.

– Меняет ли культура мир и человека?

– Этот вопрос предполагает, что есть что-то вне культуры. На самом деле есть только культура, именно в нее оформилось человеческое сознание после большого взрыва. Она во всем: как мы едим, одеваемся, говорим, взаимодействуем с людьми. Мир меняется, когда ты осознаешь, что есть я – личность, которая должна на него воздействовать. Но если этой личности нет? А я уверен, что это одна энергия, которая сложилась в миллиарды разных форм. Мы все – одно целое, проявившееся в разных формах благодаря генам и воспитанию. Тогда куда меняться этому миру, если в нем есть вся полнота? Изменить можно только качество жизни.

MU7A6403– А как же твоя цель жизни?

– Недавно я понял, что у меня нет цели. Я вижу свою жену и дочку, просто их люблю и понимаю, что счастлив. От этого у меня появились внутренняя свобода и дисциплина. На самом деле, лет 15 я пытался поменять мир, но мне не удалось, и я решил, может быть, я оставлю мир в покое?

– Как вы воспитываете своих детей?

– У меня их трое. Первого – сына Гену – я не воспитывал, не было времени, занимался собой. Но, к счастью, он вырос хорошим человеком. Он всегда рядом, и мы с ним друзья. Со вторым сыном я мало вижусь, потому что у него другая семья, но он тоже хороший парень. А дочке, которой сейчас пять лет, мы с женой с самого детства посвящаем очень много времени. Я вообще для себя решил, что смысл моей жизни – воспитание этого ребенка. Мы делаем это путем любви и объяснения, стараемся быть строгими, но не злыми, ведь если ты запрещаешь, но не объясняешь, то запрет уходит в комплекс. Однако я не согласен с европейской тенденцией, когда ребенку все дозволено. Воспитание, на мой взгляд, это и запреты.

– Будете ли вы в ближайшее время снимать кино?

– Наверное, нет, ведь я про кино ничего не понимаю, и то, что я снял, кинематографом не назову. Это авторские высказывания на волнующие меня темы. Я даже сам кино перестал смотреть, может, период такой.

– Сейчас снимается фильм «Иркутск Ивана Вырыпаева». Каково вам быть героем фильма о себе?

– На самом деле мы с женой очень закрытые люди. Но ребята меня убедили, что это скорее фильм не обо мне, а об Иркутске и герое, который жил в этом городе и потом что-то написал.

– У вас есть разделение творчества на то, что ради денег и ради себя?

– Нет, и я не думаю, что стоит это делать. Хотя жена сейчас снялась в рекламе банка. Она сначала отказалась, но потом мы подумали и решили, что гонорар поможет нам исполнить мечту – открыть продюсерскую компанию. На самом деле я бы с удовольствием работал меньше, например, не ставил спектакли. Хотя мне повезло, я люблю свою работу.

– Куда бы вы потратили освободившееся время?

– Моя мечта жить в Варшаве только летом, а все остальное время – на Шри-Ланке или в Перу. Я бы купил себе дом, нанял дочке учителей. Она бы росла на соках, в настоящем контакте с природой и местными детьми.

– Важно ли признание для творческого человека?

– Конечно! А как мне иначе проверить, хороший я драматург или плохой? Когда мне приходят деньги от постановок, я думаю: «Ну вот, наверное, «Пьяные» – хорошая пьеса». Мне недавно заказали блокбастер про инопланетян, в итоге ни одна студия не хочет снимать. Говорят, что это дорого и очень заумно. Из чего я делаю вывод, что я не очень коммерческий сценарист.

– Европейская система театра более продвинутая, чем наша?

– Мне она не близка. В основном это театр, который оперирует либо к низменным эмоциям, либо к рациональному мышлению. Мне кажется, то, что делал в Москве Евгений Гришковец, некоторые спектакли Брусникина или Кудряшова – такая ценность, что никакой Остермаейр мне не годится. В Польский театр я ходить вообще не могу, мне кажется, что это так нереально и надуманно. Но это мое личное мнение. Нам нужно возрождать нашу режиссерскую школу, у нас же золото было под ногами, куда все это делось? А теперь только люди, которые высказываются, и мало тех, кто делает продукт.

– Смотрите ли вы спектакли по своим пьесам, и как относитесь к тем режиссерам, которые вас ставят?

– Нет, я не смотрю, но я им благодарен. Правда, почти все спектакли не имеют никакого отношения к тому, что я написал. Пока как драматург я в театре не реализован, у меня нет своего режиссера, кроме меня самого.

– А вы не планируете поставить свою пьесу в Иркутске?

– Я бы с удовольствием сделал это в театре «Новая драма». Но у меня есть одно обстоятельство – семья, с которой я не хочу расставаться на полтора месяца. Но с другой стороны, моя жена любит Россию и Байкал. И я готов поставить без гонорара, но мне нужен спонсор, чтобы репетироваться на какой-то турбазе.

Ребята из «Новой драмы» вообще молодцы, они сделали то, что у меня не получилось. Я ведь с этого начинал в Иркутске, поэтому хочу помочь им всеми силами. Ведь драма и должна быть новой, я сам очень люблю классику, и она нам тоже нужна. Но театр без современного языка, конфликта и тем не может существовать.

 

справка

Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Российский драматург, актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер.

 Предыдущий материал
Следующий материал 
Внимание! Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом. Использование авторской информации, размещенной на сайте, допускается только при указании гиперссылки на www.ogirk.ru в качестве источника материала.

Комментарии

Новые материалы

12 октября 2017 года Листвянское лесничество Прибайкальского Национального Парка совместно с участниками студенческой «Эко-недели» приняли участие в уборке мусора...

16 октября. Иркутск. Иркутский областной кинофонд – Иркутский областной кинофонд передал в дар три книги, привезенные с Аляски,Иркутскому областному краеведческому музею для духовно-просветительского центра...

Ремонтные бригады Участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ и ЗАО «Байкалэнерго» 17 октября в 01:05 восстановили участок теплосети в районе улицы Джамбула, ...

22 октября в физкультурно-оздоровительном комплексе «Олимп-ИЯ» пройдут соревнования по баскетболу на Кубок мэра Тулуна среди организаций города. Участие могут принять все желающие. ПО...

По предварительным данным, водитель грузовика Краз с крановой установкой, следуя по улице Маяковского на спуске к Глазковскому мосту выехал...

В столице Приангарья в областном шахматном центре имени А.Е. Карпова 15 октября состоялись соревнования по шахматам в рамках Спартакиады среди...

Следственным отделом по г. Братск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по  по...

Волейболистки ЖВК «Ангара» заняли первое место по итогам первого тура чемпионата России среди женских команд Высшей лиги «Б» 3 подгруппы...

В поселке Горячий Ключ в Иркутском районе завершается строительство домов для десяти семей, оставшихся без жилья в результате произошедшего...

Спортсмены Иркутской области завоевали 14 медалей на первенстве Сибирского федерального округа по дзюдо среди юниоров и юниорок до 21...

Социальные сети


Компании

Реклама от YouDo
Рекомендуем: плита перекрытия влажная в комнате, полное описание.
Бытовые услуги: демонтаж старых потолочных галтелей, выбирай!