Сергей Бирюков: Поэзия – поисковый инструмент человечества

Одним из самых интересных событий XII Международного фестиваля поэзии на Байкале стал вечер саунд-поэзии в галерее «Революция». Поэт, литературовед и исследователь русского авангарда Сергей Бирюков выступил здесь вместе с бывшим иркутским, а ныне красноярским поэтом и художником Александром Суриковым. Своим необычным творчеством и манерой чтения они буквально взорвали зал, заставив почувствовать себя на выступлении футуристов серебряного века.

О том, что такое саунд-поэзия и чем современный авангард отличается от исторического, Сергей Бирюков рассказал газете «Областная».

– Сергей Евгеньевич, ваши впечатления от фестиваля?

– Я нахожу, что все прекрасно организовано: вышел замечательный альманах, прошли очень интересные яркие и разнообразные мероприятия, и я рад, что мне удалось приехать в Иркутск. Это стоило сделать, например, ради совершенно фантастической встречи с Александром Суриковым, с которым мы были знакомы заочно очень давно, долго переписывались, а потом потеряли контакт. И встретились в таком акустически интересном месте, как галерея «Революция». Я считаю, что организаторы фестиваля – Светлана Михеева, Андрей Сизых, Артем Морс и все, кто участвует в этом процессе, делают совершенно замечательное дело. И прекрасно, что они находят поддержку в областных структурах.

–Что, по-вашему, заставляет поэзию звучать?

– В русском авангарде было такое направление, которое я называю музыкально-поэтическими теориями. Несколько авторов выдвинули и обосновали идею, что поэзия – это звучащая материя. Например, Александр Квятковский – автор уникального «Поэтического словаря», прямо утверждал, что поэт – это создатель поэтической музыки. Александр Туфанов, называвший себя Велимиром II, считал, что поэты станут композиторами фонической музыки. Эти идеи всерьез обсуждались в 20-е годы прошлого века, но затем были надолго забыты, в 1980–1990-е годы я обратился к этим исследованиям, провел комплексный анализ и издал книгу под названием «Теория и практика русского поэтического авангарда». Работа была признана на высоком академическом уровне и вошла в огромный том «Семиотика и авангард» под редакцией академика Юрия Сергеевича Степанова. На мой взгляд, вне звучания поэзия многое теряет.

– Насколько устанавливается у вас контакт с местной публикой?

– Мне кажется, такой контакт есть. Например, вместе с моими друзьями Владимиром Алейниковым и Петром Чейгиным выступали на филологическом факультете Иркутского государственного университета. Встреча была заявлена как лекция, но на самом деле это была лекция-концерт, где мы читали стихи. И я видел заинтересованность аудитории, увлеченность, и у нас был полный контакт. Я нахожу, что иркутская публика очень внимательна ко всему новому и готова это новое постигать.

– Тема фестиваля – авангард, который воспринимается как нечто нетрадиционное, прогрессивное, но не так давно мы отмечали уже 100-летие русского авангарда. Насколько сегодня жизнеспособно это направление в искусстве?

– Столетие авангарда длится, и мы начали его отмечать с 2008 года. Я специально делал целый ряд посвященных этой дате мероприятий в разных странах. И 2013 год – пиковый для исторического русского авангарда, когда произошло много событий, к примеру, знаменитое турне кубофутуристов по России. Неоавангард, который я называю внеисторическим, возник много позднее, и он продолжается сегодня.

Так что авангард – это эпохальное течение, которое, как барокко, классицизм и романтизм, не исчезает и оказывает влияние на все искусство  XX– XXI веков.

Например, был «Черный квадрат» Малевича, и сейчас мы видим массу цитат из его творчества. Или русские футуристы Наталья Гончарова и Михаил Ларионов раскрашивали лица, и это было шоком, но сейчас этим никого не удивишь – есть даже такое направление как бодиарт. 

– Насколько многочисленно движение неоавангарда в поэзии?

– Я не могу сказать, что сейчас это многочисленное движение, но оно и в начале XX века не было таковым, футуристов было человек десять, но, что интересно, они вызывали бешеный интерес у журналистов. Почти все газеты писали о них, кто-то их принимал, кто-то называл сумасшедшими. Сейчас вышел двухтомник историка русского авангарда Андрея Крусанова, и там достаточно много цитат из газет того времени.

Сейчас русские авангардисты есть в разных городах России и за рубежом, я поддерживаю отношения со многими. Например, у меня есть интернациональная группа, которая называется «Дастругистенда», куда входят два фламандских поэта, англичанин, эстонец и русский. И мы стараемся каждый год в какой-то стране выступать и представлять эту авангардную сторону поэзии. Есть интернет-журнал «Другое полушарие», который я редактирую с моим другом и коллегой Евгением Харитоновым. Он охватывает различные эксперименты в этой области, в частности комбинаторную, визуальную и звуковую поэзию. Скоро выйдет очередной номер.

– А что такое Академия зауми, которую вы открыли в Тамбове?

– Заумь – это заумная поэзия, которая была открыта русскими футуристами Хлебниковым и Крученых. Поэтические произведения, написанное на зауми, на мой взгляд, выявляют генетическую подоснову русского языка и национальной ментальности, как дадаизм в Германии. Это, действительно, национальное явление, переходящее в интернациональное. Поэтому и возникла идея академизировать заумь.

– И чем вы занимаетесь в этой академии?

– Прежде всего, мне хотелось объединить авторов, которые работают в авангардном направлении, а также исследователей. Я списался с рядом российских и зарубежных авторов и в 2007 году мы выпустили альманах Международной академии зауми. Тогда же была придумана награда имени отца русского футуризма Давида Бурлюка, которая вручается выдающимся авторам и исследователям авангардного направления в разных странах. К моему удивлению, она даже появилась в списке Международных литературных премий, который включает Нобелевскую. Кстати, мне очень приятно быть в городе, через который проезжал Давид Бурлюк, его, правда, здесь освистали. Но я был в Иркутском художественном музее, и здесь есть две гениальные работы Бурлюка – «Деревенский пейзаж» и «Потрет дядюшки». Последняя, на мой взгляд, посильнее, чем похожие работы Пикассо.

– Скажите, как вам удается совмещать теоретическую деятельность с поэтической?

– Теорию с практикой всегда очень сложно соединять, хотя такие примеры есть в русской поэзии, например, Михаил Ломоносов, Александр Блок, Сергей Есенин, Иннокентий Анненский, Осип Мандельштам, Велимир Хлебников и другие. Когда мой друг и учитель профессор Руделев из Тамбова приглашал меня на кафедру, я долго сопротивлялся, поскольку считал, что это убьет во мне поэзию. Но когда я стал преподавать общее языкознание и другие предметы лингвистического цикла, мне, напротив, это очень помогло – через повторение пройденного я нашел выход к новым формам поэзии. 

– Что, на ваш взгляд, такое поэзия, в чем ее функция?

– Поэзия – это поисковый инструмент человечества, она дана нам для открытия нового. В чувствах, философских размышлениях, в приятии или отвержении каких-то явлений.

– Как вы сами пришли в поэзию?

– Стихи возникают зачастую от совершенно мимолетных причин. Если это случилось, а ты занят чем-то и упустил мгновение, они уходят безвозвратно. В какой-то момент я ощутил, что умею улавливать эти «послания» и записывать их. Если это удается, у меня возникает чувство, что я делаю нечто важное для себя и, возможно, для кого-то еще.

 Предыдущий материал
Следующий материал 
Внимание! Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом. Использование авторской информации, размещенной на сайте, допускается только при указании гиперссылки на www.ogirk.ru в качестве источника материала.

Комментарии

Новые материалы

Бригада детской санавиации Иркутской областной детской клинической больницы прибыла в Ангарск. В ее состав под руководством анестезиолога-реаниматолога Вадима Еременко...

Вторым отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области завершено расследование уголовного...

III Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) стартовал в Иркутской области 19 февраля, - сообщает пресс-служба правительства региона. Соревнования...

Встреча президента РФ Владимира Путина и губернатора Иркутской области Сергея Левченко состоялась в Москве. Как сообщил Сергей Левченко, встреча...

Собранные Следственной частью Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области доказательства послужили основанием для вынесения обвинительного приговора...

Соглашение о взаимодействии в рамках реализации приоритетного проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» между Иркутской областью и Министерством экономического развития...

Гонка «Ангарский спринт» памяти тренера Владимира Соколова стартует на ангарском лыжно-биатлонном комплексе 23 февраля в День защитника Отечества. Эти...

За минувшую неделю на областных дорогах было задействовано 296 единиц специализированной техники ОАО «Дорожная служба Иркутской области», - сообщает...

В Иркутской области за прошедшую неделю отмечается положительный темп прироста заболеваемости ОРВИ. Всего с 12 по 18 февраля зарегистрировано 17052...

Спортсмен из Абакана Александр Пцарев стал абсолютным чемпионом VI Байкальской экстремальной гонки – ультрамарафона «Ледовый шторм – 2018», которая...
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете “Областная” reklama@ogirk.ru

Социальные сети


Компании

Реклама от YouDo
Смотрите: ванная отделка панелями фото, лучшие цены здесь.
По ссылке loewe специалист, отзывы.
Гидроизоляция гаража снаружи - заказать на YouDo.