Дорогами войны – от Халхин-Гола до Кенигсберга

Автор текста:
 

В начале 30-х годов неспокойно было не только на Западе, но и на Дальнем Востоке. В Германии уверенно и неотвратимо к власти рвется фашизм, Япония все настойчивее проявляет свою крайнюю агрессивность. В самом начале 1932 года на Монголо-Маньчжурской границе военные столкновения между СССР и Японией приобретают периодический, а затем и систематический характер. Военные действия то стихают на  краткий период дипломатических переговоров, то разгораются с новой силой… Сегодня некоторые историки называют этот период «советско-японскими пограничными конфликтами», одним из которых, по их мнению, было сражение при реке Халхин-Гол (11 мая – 16 сентября 1939 года). И это историки, чего уж говорить о простых гражданах, особенно молодых, которые практически ничего не знают о той победе.

Нам удалось встретиться с одним из участников сражения при Халхин-Голе, ветераном Великой Отечественной войны, сержантом запаса Василием Александровичем Лощенковым.

 

Он живет в Шелехове. Ему было двадцать, когда он возил по военному бездорожью монгольских степей к местам боев амуницию и медикаменты. Василию Александровичу девяносто, накануне 70-летнего юбилея при Халхин-Голе он с охотой вспоминает свою молодость и те далекие военные события.

Родился он в 1919 году в Троицкосавске на границе с Монголией – сейчас этот старинный русский город называется Кяхтой. Когда Василию было восемь лет, он первый раз оказался в Монголии, пересек границу пешком вместе с мамой и бабушкой.

– Время было голодное, – вспоминает ветеран. – Моя мама нанялась работать на монгольский завод. Однажды вечером мы собрали свои нехитрые пожитки и на следующий день перешли границу. Там мне с трудом удалось закончить второй класс. Жилось тяжело, на одном хлебе, в девять лет я устроился работать курьером в государственную контору. Едва мог читать и писать, но быстро научился заполнять бланки, а когда принес свою первую получку домой, почти 20 тугриков, бабушка и мама долго плакали. Потом мама второй раз вышла замуж, стало легче, позже родился брат, а потом и две сестры.

Так и не окончив школу, в 1935-м, 16-летний Василий Лощенков поступил учеником в «Автоартель N 6», где работали русские, монголы и китайцы. Там он получил свои шоферские корочки, и с этого началась история ветерана «Монголтранса».

– Первая моя самостоятельная работа? Я начал возить прокурора. Машина была легковой – американский «форд-4» – почти новая, очень надежная. Тогда, до войны, советских автомобилей еще не было, сначала пошли «доджи» и «форды», позже «виллисы» и дизельные «студебеккеры» и только за ними – наши «полуторки», «автокары», ЗИС-5,

эмки. Через два года, в 1937-м, я вернулся назад в Улан-Батор и поступил в «Госмедснаб», там мне дали грузовой ЗИС-5, все его уважительно «Захаром» величали – достойная, я считаю, была машина.

Этот относительно спокойный предвоенный период своей жизни Василий Александрович вспоминает как самое светлое в своей жизни время:

– В Улан-Баторе я получал груз, это были медикаменты, и вез его по степным поселениям – аймакам. Работа была трудная, дорог в Монголии тогда совсем не было. Получал я вместе с командировочными 50–60 тугриков. Это были достаточно большие деньги.

К весне 1939 года милитаристская Япония пересекла Южно-Китайское море, оккупировала Маньчжурию и заявила о создании на этой территории нового государства Маньчжоу-го, а чуть позже – о переносе границы Маньчжоу-го на 15–20 км восточнее и демаркации ее по руслу реки Халхин-Гол. Над Монголией начали пикировать японские истребители, а ее территория – подвергаться захвату наземными войсковыми частями. Расширение границ японского марионеточного государства Маньчжоу-го напрямую угрожало братскому Китаю, дружественной Монголии и СССР.

Из пограничных военных сводок: «11 мая 1939 года отряд японской кавалерии численностью 300 человек атаковал монгольскую пограничную заставу на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо. 14 мая захватчики, при поддержке японской авиации, заняли высоту Дунгур-Обо и через две недели начали широкомасштабную боевую операцию. В ответ 29 мая советско-монгольские войска перешли реку Халхин-Гол, и началось ответное контрнаступление».

В состояние пограничной войны были втянуты на одной стороне – СССР, Китай и Монголия, на другой – только что созданное руками захватчиков государство на территории Маньчжурии Маньчжоу-го и Япония. Объединенная армия этого милитаристического союза позже назовет себя Квантунской армией.

19 марта 1939 года в район боевых действий мобилизовали и Василия Лощенкова, 20-летнего русского шофера «Госмедснаба»:

– Помню, в тот день подходит ко мне мой друг по работе Иннокентий Фролов и говорит: «Идем в управление, там всех собирают, говорят, японцы границу перешли!» В первый же день нам выдали монгольскую военную форму с петлицами красно-синего цвета.

Молодых парней поставили на самый ответственный участок: транспортировку военных грузов от советской границы до места конфликта. Всего 140 км, но каких!

– Наш маршрут был проложен из Сухэ-Батора, раньше этот город назывался Мойкой, через Улан-Батор на Чойбалсан, бывший Баян-Тумен. Там, недалеко от границы, мы сгружали все на склады.

У каждого водителя было по винтовке. А солдаты Квантунской армии были вооружены до зубов – японская военная промышленность находилась на самом высоком уровне. Отличными боевыми истребителями, бомбардировщиками и штурмовиками владели высококлассные японские военные летчики, на земле  воевала самая современная по тем временам военная техника: танки, гусеничные и колесные бронеавтомобили, автотранспорт. Грозную силу представляла подвижная и вездесущая кавалерия. Была сильна и идеология: солдаты и офицеры Квантунской армии в плен не сдавались, предпочитая позору харакири.

О масштабе той, разгоревшейся на Халхин-Голе, войны говорит беспристрастная статистика. К началу советского контрнаступления 1-я армейская группировка Жукова имела в своем составе около 57 тыс. человек, 542 орудия и миномета, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолетов. Противостоящая японская группировка, специально сформированная императорским декретом, –

6-я японская отдельная армия под командованием генерала Огису Риппо – имела в своем составе 7-ю и 23-ю пехотные дивизии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка маньчжурской бригады, три полка баргутской кавалерии, два инженерных полка и другие части. В общей сложности это составляло более 75 тыс. человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 700 самолетов.

В первых боевых столкновениях СССР потерял 15 машин, в то время как Япония всего одну, и сразу же, с самого начала пограничного конфликта, развернулась острая борьба за господство в воздухе.

6 июня 1939 года вместо Фекленко Н.В. на место пограничного конфликта прибыл вновь назначенный начальник генерального штаба Георгий Жуков, и вскоре в воздухе замелькали наши асы во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем. Это были первоклассные летчики, многие из них – Герои Советского Союза, имели опыт ведения воздушных боев в небе над Испанией и Китаем. Для обеспечения господства в воздухе на фронт были переброшены новые советские модернизированные истребители.

Людские потери с нашей стороны составляли 7,6 тыс. человек, более 15 тыс. раненых, а со стороны Японии 15–20 тыс. убитыми. Что, согласитесь, уже трудно назвать «столкновениями», как это пытаются представить некоторые современные историки.

– Бои, – вспоминает Василий Александрович, – были сильные, особенно авиация японская в воздухе безумствовала. Однажды за Халхин-Гол прорвались японские истребители и бомбардировщики, которые хотели под Чойбалсаном разбомбить наше замаскированное подземное хранилище топлива. Бензин и солярка хранились там в нескольких больших емкостях по 500–600 тонн. Только мы с моим фронтовым другом Иннокентием заехали на заправку, как над нами разгорелся воздушный бой. Наши истребители быстро, по боевой тревоге, поднялись и отбили налет японцев. Бой был трудным, отчаянным и упорным. Японцы воевали храбро, но наши «ястребки» быстро сбили с них спесь. Их бомбы в цель не попали, захватчикам пришлось сбросить их далеко в стороне.  Наши машины не пострадали, но некоторых водителей на земле шальными пулями покосило.

Из военной сводки: «5 июля 1939 года вокруг горы Баян-Цаган развернулись ожесточенные бои. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолетов. Советские артиллеристы вели огонь по противнику прямой наводкой, а в небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолетов с обеих сторон. Погибли 10 тыс. японских солдат и офицеров».

– Страшно ли нам там было, на Халхин-Голе? Бывало, – говорит Василий Александрович, несколько раз перекрестившись. – Бог уберег!

1-я армейская группировка под командованием Георгия Жукова уже к 15 сентября 1939 года разгромила войска захватчиков, и было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией. Прекращение военных действий в районе реки Халхин-Гол вступило в силу на следующий день, 16-го числа.

Всего через три года, в декабре 1942-го, Василий Александрович будет сражаться на фронтах другой войны – Великой Отечественной. Трудными военными дорогами он исколесит пол-Европы, побывает под авианалетами и бомбежками, под минометным и артиллерийским огнем, но доедет до города Кенигсберга и встретит Великую Победу там.

В октябре 1946 года Василий Александрович возвратился в Улан-Батор, и управление «Госмедснаба» с удовольствием приняло своего кад-

рового работника.

– После войны до самой пенсии я жил в Монголии, – продолжает Василий Лощенков. – Наша организация снабжала лекарствами 16 крупных аймаков. Работая в тресте N 54, я обеспечивал строительство нефтеперегонного  завода в Сайн-Шадэ. Потом трудился на 22-й автобазе – десять лет возил посла Кубы в Монголии. Общий стаж работы – 52 года. 

Последний раз ветеран был в Монголии пять лет назад. С тяжелым сердцем он покидал тогда русское кладбище в Улан-Баторе, где похоронены 55 участников Великой Отечественной войны и семеро бойцов, смертельно раненных на Халхин-Голе:

– Если раньше краску на оградки и памятники давало торгпредство Монголии, то сейчас за могилами ухаживать некому. Со временем они обветшали, особенно безымянные. Деревянные обелиски выгорели, а железные – утащили на металлолом…

Василию Александровичу, как он сам сказал, «идет десятый десяток», но он мечтает побывать с женой в стране, где прошла их молодость, еще хоть раз. Подновить и покрасить могилки солдат, своих родственников, друзей, знакомых. Но их крохотных пенсий не хватит на поездку даже в один конец…

Эдуард Мельников

 Предыдущий материал
Следующий материал 

Комментарии

Новые материалы

Сотрудники полиции разбираются в обстоятельствах дорожной аварии, в результате которой погибла жительница Иркутска.  Утром 26 августа в дежурную часть Межмуниципального...

Усть-Удинский район – из тех территорий Приангарья, которая продуктами питания обеспечивает себя практически полностью. Один только фермер Салом Кахаров...

Ночь кино День российского кино пройдет в Иркутской области 27 августа. Наш регион присоединяются к первой всероссийской акции «Ночь кино»,...

Кратность авиационного патрулирования для обнаружения лесных пожаров на территории Иркутской области в текущем году была увеличена на 70% по...

На базе Иркутского государственного университета сегодня начал работу ХХ Летний университет ASEF. Этот молодежный фору впервые за свою историю...

Борьба с лесными пожарами, перспективы лесовосстановления, обеспечение древесиной производителей и граждан, санитарное состояние лесов – эти вопросы обсудили участники...

Последние секунды напряженного, изматывающего боя. В схватке за третье место Екатерина Букина удерживает лидерство над опасной камерункой. Затем минута,...

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко призвал участников первого областного лесного форума говорить открыто, не замалчивая проблемные моменты. Форум начал...

«Тайная жизнь домашних животных» (6+) Япония, США, 2016 Режиссеры: Крис Рено, Ярроу Чени Однажды хозяйка нью-йоркского терьера Макса пришла...

Дэвид Э. Хоффман «Шпион на миллиард долларов. История самой дерзкой операции американских спецслужб в Советском Союзе» Издательство «АСТ», 2016 Пулитцеровский лауреат Дэвид...

Информация

2
6

Компании

Реклама от YouDo