Игорь Кобзев: Расширять Транссиб будем под контролем экологов и общественности

Иркутская область и Российские железные дороги объединят усилия по соблюдению экологических требований при модернизации и строительстве объектов транспортной инфраструктуры БАМа и Транссиба в природоохранной зоне Байкала. Подписи под меморандумом поставили генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и врио губернатора Игорь Кобзев.

 

Не берем, а возвращаем

Модернизация двух магистралей имеет серьезное значение для развития РЖД, Иркутской области и страны в целом. Ее итогом станет увеличение пропускной способности железных дорог к 2025 году до 200 млн тонн грузов в год, повышение безопасности движения. А создание новых рабочих мест позитивно скажется на социальном развитии региона. В то же время многие объекты железной дороги расположены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это предусматривает дополнительные меры по защите окружающей среды, лесовосстановлению, обустройству заказников для сохранения животного и растительного мира.

– Для жителей Иркутской области озеро Байкал и сибирская тайга – особая ценность. На всех этапах проведения работ будет обеспечена максимальная открытость, контроль со стороны общественности и научное сопровождение. Уверен, совместными усилиями мы сумеем решить все поставленные задачи, – считает Игорь Кобзев.

Сегодня мы не берем, а возвращаем природе то, что когда-то пострадало при строительстве Транссиба, более 100 лет назад. Работы включают в себя не только компенсационные мероприятия, но и очистку воды, атмосферного воздуха. Ключевой момент меморандума – ни одного действия без экологического заключения и без обсуждения с общественностью мы делать не будем, – отметил Олег Белозеров.

В ближайшее время Министерство природных ресурсов и экологии России и ОАО «РЖД» согласуют перечень мероприятий, направленных на минимизацию ущерба при проведении работ в границах Байкальской природной территории. В него включат лесовосстановление, пересадку редких видов растений, сохранение плодородного слоя почвы. Большое внимание планируется уделить рекультивации нарушенных земель, благоустройству и озеленению, сооружению шумозащитных полос. Также в планах – мониторинг популяций редких видов флоры и фауны, компенсация ущерба водным биоресурсам, применение систем оборотного водоснабжения.

 

Лесов станет больше

Важным направлением работы по защите интересов байкальской природы станет восстановление лесных массивов, которые могут пострадать при строительстве и реконструкции. На совещании с членами правительства Иркутской области начальник ВСЖД Василий Фролов отметил, что не следует преувеличивать масштабы такого ущерба. Некоторые объекты действительно невозможно построить без вырубки небольшой лесной полосы шириной 10–15 метров вдоль действующих железных дорог, в подавляющем большинстве случаев вдали от береговой линии Байкала.

– Окончательная площадь отводимой земли будет уточнена после разработки всех технических решений и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, – подчеркнул руководитель железной дороги.

Договором между правительством Иркутской области компанией РЖД предусматривается, что в ходе строительства и реконструкции будет проводиться компенсационное лесовосстановление, согласно действующему Лесному кодексу. То есть те площади, которые попадут под рубку, в обязательном порядке будут восстановлены. Более того, дополнительно на 19 гектарах будут также посажены лесные культуры.

Таким образом, площадь восстановленного леса превысит площадь вырубленного, – отметил заместитель министра лесного комплекса Иркутской области Михаил Карнаухов.

В особо охраняемых природных территориях в ходе модернизации железных дорог планируется провести биотехнические мероприятия. Это создание подкормочных площадок, поставка кормов, расстановка информационных стендов. Это серьезная работа, и она требует ответственного подхода к выполнению. Принято решение о создании рабочей группы, в которую помимо железнодорожников войдут представители правительства Иркутской области, науки, общественности. Она будет регулярно рассматривать ход реализации совместных планов, формулировать предложения, исходя из интересов природы.

На встрече с президентом страны мы отдельно договорились о предоставлении наших предложений по вопросам защиты окружающей среды, лесосбережения и лесовосстановления. В первую очередь – по соблюдению экологических норм при модернизации и строительстве объектов транспортной инфраструктуры в природоохранной зоне Байкала, – подчеркнул Игорь Кобзев.

 

Реконструкция мостов

Перечень железнодорожных объектов, которые предстоит построить и реконструировать в ходе модернизации Транссиба на территории Иркутской области, пройдет утверждение в правительстве РФ. Значительную часть составляют мостовые переходы. Они сооружены еще в прошлом веке, и их реконструкция необходима как с точки зрения повышения эффективности перевозок, так и социального развития муниципальных образований.

Один из таких объектов расположен в районе поселка Утулик на побережье Байкала. Узкий тоннельный проход под железнодорожным полотном затрудняет движение транспорта, не дает возможности проехать специализированной строительной и пожарной технике. Тем самым страдает безопасность жителей и сдерживается социальное развитие поселка.

– При разработке плана реконструкции мостового перехода мы постарались предусмотреть устранение именно этих недостатков, – рассказал главный инженер проекта реконструкции Сергей Степанюк. – Новое сооружение станет больше по своим масштабам, расширится дорожное полотно, появятся тротуары для пешеходов. С обеих сторон будут сооружены противошумовые экраны.

Изменения эксплуатационной части мостового перехода требует дополнительных мер по защите окружающей среды. Для сбора сточных и паводковых вод предстоит соорудить специальные емкости, из которых по мере накопления стоков они будет вывозиться на очистные сооружения в Байкальске. Другое требование к проведению работ в центральной экологической зоне – не допустить накопления отходов, попадания в почву топлива и моторного масла. Это условие также будет соблюдено за счет установки специального бетонного покрытия, организации раздельного сбора и вывоза мусора.