15.04.2020 12:13
Рубрики
Общество
Текст
Юрий Юдин
Фото
Архивного агентства Красноярского края
Текст:
Юрий Юдин
Фото:
Архивного агентства Красноярского края
15.04.2020 12:13

«Трассе мужества» Абакан–Тайшет – 55 лет

Мосты, жерла тоннелей и петли железнодорожных путей… В этом году исполняется 55 лет со дня завершения строительства легендарной «трассы мужества» Абакан–Тайшет. Она проходит по территории Красноярского края, захватывая Хакасию и Иркутскую область. Этот сложнейший участок прокладывался в 1959–1965 годах, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза. Хроника тех героических лет – в материале «Областной».

Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с большой территорией месторождений угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты объясняли это сложным рельефом и большими перепадами высот.

В 1935 году начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны. В 1936 году первая экспедиция из Москвы провела предварительные изыскания северного варианта трассы с выходом на Тайшет и Клюквенную.

Осенью 1942 года, когда под Сталинградом шли жестокие бои с фашистскими захватчиками, очередной экспедиции было поручено разведать трассу будущей железной дороги Абакан–Нижнеудинск. Трое молодых мужчин – 37-летний руководитель Александр Кошурников и два молодых инженера-техника Алексей Журавлев и Константин Стофато отправилась по маршруту Нижнеудинск–Абакан. Отряд прошел до реки Казыр 180 км, делая наброски и чертежи. 2 ноября случилась трагедия – плот с участниками экспедиции затащило под лед. Все трое погибли.

Но даже после смерти участников похода дневники экспедиции послужили делу строительства. В 1958 году было решено отказаться от труднодоступного направления на Нижнеудинск и строить железную дорогу Абакан–Тайшет через Саянские хребты. Вышло постановление правительства, 35 тысяч добровольцев с комсомольскими путевками устремились на трассу. Среди них были ветераны строительства, ныне живущие в Тайшете – Елена Соколова, Лидия Гринченко, Екатерина Гудкова, Тамара Каревич.

В 1956 году мы, молодые комсомольцы из Ярославской области, приехали строить вторые пути трассы, – вспоминает ветеран строительства дороги Абакан–Тайшет, жительница города Тайшет Елена Соколова. – Когда заканчивали перегон, вагоны, в которых жили строители, переезжали на другие станции, и так до самого Заполярья. В 1960 году мы прибыли в Тайшет и поселились в бараках. Шла отсыпка земляного полотна под укладку путей. Направили нас всех на первый участок, которым руководила Герой Труда Софья Васильевна Ефимова. Землю под бетонные и металлические опоры копали вручную. Труд был очень тяжелый, но мы – молодые, поэтому все выдержали.

Трасса пересекает горы, используя по большей части долины рек, вьющихся меж отрогами. Поднимаясь на перевалы, дорога петляет серпантинами. Линия пересекает множество мелких ручьев и речушек и такие крупные реки, как Енисей, Абакан, Туба, Мана, Агул, Бирюса. Строителям предстояло перебросить через пропасти три высоких виадука, а через реки, речки и речушки – 258 мостов и мостиков.

Для прокладки линии Абакан–Тайшет пришлось пробить в горах девять тоннелей. Их общая длина – более 10 км, самый крупный из них – Манский, 2487 м.

В начале ноября первый поезд прошел по сооруженному участку Клюквенная–Саянская. «Его вел молодой машинист Василий Кутали, приехавший по комсомольской путевке из Львова. Поезд встречали торжественно и радостно, бросая на паровоз сосновые ветви за неимением цветов», – вспоминают очевидцы тех событий.

В 1960 году на Западном участке было закончено строительство мостов через реки Абакан, Енисей, Тубу, Минусинскую протоку и открыто движение рабочих поездов на участке Абакан–Курагино.

В 1961 году Мостоотрядом № 2 были начаты работы на самом большом Козинском виадуке. К февралю 1961 года на Саянскую приехало столько людей, что для их размещения не хватало деревянных домов в поселках. Поэтому было начато строительство крупнопанельных домов.

1963 год – вершина стройки. В июле было открыто движение по Козинскому виадуку на Западном участке.

С 1964 года разворачиваются работы по электрификации магистрали. С 20 декабря 1965 года началось регулярное движение поездов. В тот день из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли пассажирские поезда. Торжественная встреча с митингом состоялась 21 декабря на станции Саянская.

А когда закончили строительство пути Тайшет–Абакан, произошла встреча строителей со стороны Абакана и Тайшета в доме культуры на станции Саянская, – вспоминает Елена Соколова.

За самоотверженный труд сотни строителей «трассы мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего ордена и медали получили 745 строителей. После завершения стройки Министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан–Тайшет» и вручили его 25 тысячам лучших строителей. Он стал первой в жизни наградой для многих самоотверженных молодых людей, прошедших при строительстве этой магистрали «школу жизни».

 

При подготовке публикации использованы архивные материалы ОАО «РЖД»