Хоккей в объективе мастера

Мастеру спортивного фоторепортажа Валерию Орсоеву исполняется 70 лет. Его очередная работа – фотоальбом «Моя любимая «Сибскана».

Эта команда в 90-е годы произвела буквально фурор в хоккейном мире, сражаясь на равных с признанными грандами бенди. Пик ее взлета пришелся на 1998 год, когда, сыграв вничью с чемпионом страны архангельским «Водником», бело-зеленые, как любовно прозвали болельщики свою «Сибскану» по цвету формы, завоевали серебряные медали.

В память об этом событии 7 февраля прошел ретроматч между «Водником» и «Байкал-Энергией», закончившийся мирной ничьей. К этому событию и был приурочен выпуск фотоальбома, в который вошло около 300 фотографий.

 

– Чтобы собрать такую коллекцию, тебе, наверное, понадобился не один год?

– Снимал все время, пока существовала «Сибскана». Может, два-три раза пропускал за сезон ее домашние матчи.

 

– А возникла «Сибскана», если не ошибаюсь, в 1992 году?

– Слово «возникла» тут не подходит. В Иркутске хоккей с мячом культивировался давно. Была своя команда «Локомотив», но звезд с неба не хватала, плелась в хвосте турнирной таблицы. Трибуны от болельщиков не ломились, от силы две-три тысячи. В основном старички. В начале 90-х, когда началась вся эта заварушка с перестройкой, Иркутск мог лишиться и «Локомотива» – ВСЖД отказалась его содержать. И тут надо поблагодарить Владимира Матиенко, председателя областной федерации хоккея с шайбой. Он тогда возглавлял представительство Сибирской скандинавской лесной компании и уговорил шведов поддержать команду.

 

– Компания дала не только деньги, но и свое имя?

– Поначалу совершенно чуждое для уха иркутских болельщиков. Но когда она стала буквально крушить своих противников и в первый же сезон заняла четвертое место в чемпионате страны, народ воспылал к ней такой любовью, что стадион «Труд», рассчитанный на 25 тысяч мест, не вмещал всех желающих. Шел и стар, и млад. Мороз 30 градусов, а трибуны забиты, негде яблоку упасть. Я, имея пропуск, порой едва пробивался вовнутрь. Такой феноменальной поддержки болельщиков не знала ни одна хоккейная команда страны. Когда бело-зеленые шли в атаку, на трибунах такой рев стоял, что было слышно на конце города.

 

– Откуда предпочитал снимать?

– У ворот противников «Сибсканы». Она чаще нападала, и там разыгрывались настоящие баталии. Брал с собой маленький раскладной стульчик и ловил момент.

 

– Со стульчика удобнее?

– Хоккей обязательно надо снимать с нижней точки. Тогда в кадр попадают трибуны. Когда стоишь, трибуны режутся. Один-два ряда, да бетонный парапет. Лучше всего, конечно, на льду сидеть. Но сам понимаешь, на нем долго не посидишь. Хотя профессиональный фотограф обязан снимать в любых условиях. Когда я начал сотрудничать с «Молодежкой», еще толком ничего не умея и оправдывая низкое качество и невыразительность какого-нибудь снимка трудностями съемки, мне сказали: читателей не интересуют твои проблемы. Умри, но удиви его. Я до сих пор признателен «Молодежке», она стала для меня хорошей школой.

 

– Чем тебя привлекал хоккей?

– Эмоциями. И игроков, и зрителей. И неизвестно, где их больше: на льду или на трибуне. Иной раз мечешься между ними: и то хочется снять, и это. Поддержка трибун – это как допинг спортсменам. Когда играли с «Водником», был поставлен рекорд посещаемости стадиона «Труд» – более 30 тысяч человек. Кругом такой восторг и буйство радости – идеальная натура для съемки. Классический репортаж состоит из трех компонентов: общий план, средний и крупный. Самый сложный – крупный, когда не лицо, а взрыв эмоций. Я всегда любил и люблю такие крупные планы. К сожалению, сейчас многие снимают или средний план, или общий, избегая крупняка. А он ведь больше всего говорит об уровне мастерства фотографа.

 

– А как ты оцениваешь игру нынешней «Байкал-Энергии»?

– Она, конечно, не сумела подняться до высот «Сибсканы». И болельщики поостыли к команде. У меня появилась дополнительная сложность: снять игровой эпизод не на фоне пустых трибун, а в том секторе, где сидят зрители. Это порой довольно нелегко.