16.12.2020 10:18
Рубрики
Общество
16.12.2020 10:18

Игрушечный мир Евгения Мирского

Современных детей игрушками не удивить. Однако на выставках иркутского мастера Евгения Мирского всегда много ребятишек. Он охотно разрешает им поиграть зверюшками, которые катаются на каруселях, двигающимися акробатами и диковинными машинками. Эти работы – авторские вариации на тему русской традиционной деревянной игрушки – городецкой, богородской, хотьковской, гороховецкой.

 

– Детей привлекает то, что эти игрушки вроде бы очень простые, но при этом двигаются, – говорит Евгений Мирский. – Такая игрушка более экологична, ведь если она выйдет из строя, отходов не останется. Кроме того, она развивает воображение. Вот у нас сейчас дети увлекаются робототехникой, а это по сути те же роботы, только в традиционном воплощении.

Художественной обработкой дерева Евгений Мирский увлекается с детства. В четыре года начал лепить, потом рисовать, в старших классах освоил резьбу по дереву. Всю жизнь он посвятил творчеству – работал художником-оформителем.

– Сначала я был рекламистом в кинотеатре «Чайка». Потом меня пригласили в Дом культуры, где часто ставили спектакли, и я работал как сценограф, – вспоминает он. – В 2002 году начал преподавать в Иркутском профессиональном училище-интернате для инвалидов, был мастером производственного обучения резьбы по дереву. Именно там я впервые занялся плоской деревянной игрушкой. Она была заданием для учащихся, ведь ребята-инвалиды приходили совсем неподготовленными. А в конце второго года они у меня даже создавали деревянные скульптуры.

Так автор всерьез и надолго увлекся деревянной скульптурой. В 2003 году он поступил на художественное отделение Иркутского государственного педагогического университета, продолжив династию художников-педагогов Мирских. Его отец по первой профессии зоотехник по коневодству работал учителем рисования. От него Евгению передалась любовь к лошадям. Кони в его коллекции – богородские, в которых объем создается за счет вырезанных из дерева граней, изящные городецкие, спины которых выгнуты дугой, архангельские низкорослые очень условные в деталях. Из-под его резца выходят веселые тройки и гороховецкие лошадки-каталки. Главным увлечением Евгения Мирского стали именно движущиеся игрушки.

– В нижегородской игрушке очень много подвижных вариантов. Там медведи, лисицы, зайцы качаются на качелях и каруселях, прыгают на скакалках. Бывают игрушки с балансом, например, клюющие курочки. Есть игрушка-дергун. Дергаешь за веревочку, и шевелятся лапки. Идеи таких игрушек были заимствованы в Германии, Франции и Швейцарии, но в нашей стране они приобрели особые национальные черты, – продолжает мастер.

Первая деревянная игрушка возникла в глубокой древности. Но есть легенда, что богородской игрушкой впервые начал заниматься Сергей Радонежский, чтобы привлечь в храм детей. Широкое распространение деревянная игрушка получила в XIX веке. Однако настоящего расцвета она достигла в 1920-е годы, когда возникали целые артели и талантливые художники, занимавшиеся этим промыслом. Искусство их ценилось очень высоко.

– Все центры развития деревянной игрушки были сосредоточены вокруг Нижнего Новогорода и Москвы, – рассказал Евгений Мирский. – Богородская игрушка вначале была вспомогательная. Мастера для Сергиева Посада поставляли так называемое белье – резную неокрашенную игрушку на роспись. Но потом ее перестали красить. Во время Великой Отечественной войны богородских резчиков даже отзывали с фронта, ведь эти игрушки продавали за валюту за рубеж.

Владея многими промыслами, Евгений Мирский не останавливается на достигнутом – осваивает новые виды игрушек. Сейчас работает над композицией гуси-лебеди, которые машут крыльями и движутся с помощью вращения. Еще одним новшеством для автора стали так называемые паромобили, в движение их приводит пар. Есть задумка сделать живые картины, детали которых оживают с помощью встроенных механизмов.

– Деревянная игрушка мне нравится именно тем, что в ней очень лаконичный изобразительный язык, – признается автор. – Например, токарная игрушка, в которой за счет простых форм и малых выразительных средств нужно передать характер. Если в богородской можно более выразительно сделать силуэт, то здесь овал, треугольник и так далее, – абсолютная геометрия, за счет которой нужно передать характер. Есть тверская токарная игрушка, к которой я долго присматривался, потом сделал несколько повторений, а дальше начал создавать на этой же основе свои варианты, пользуясь этим изобразительным языком. Там антропоморфные образы, а поскольку мое увлечение – игрушка с движением, я начал прикладывать к ней движущиеся механизмы.

Еще одно направление, в котором работает Евгений Мирский, – скульптурные изображения славянских богов. Здесь он тоже старается не повторяться.

– Хочется сделать их максимально аутентичными, для этого беру тот инструмент, который мог быть у мастера, – нож, топор, реконструирую и сами приемы резьбы, – пояснил мастер. – Кроме того, ищу оригинальное решение образа, ведь славянских богов делают многие, но обычно это мужчина, который держит в руках атрибуты, характерные для этого божества. Но я стараюсь найти уникальный образ.

Именно эта особенность отличает все произведения Евгения Мирского. В каждом из них есть какое-то милое очарование, заставляющее навсегда влюбляться в работы автора.

Фото из архива Евгения МИРСКОГО