Лучшие учителя Приангарья поделились секретами мастерства

Любить детей и быть примером

В Иркутске подвели итоги областного конкурса педагогического мастерства, который впервые прошел в онлайн-формате. Автомобили получат лучшие учитель, воспитатель и преподаватель ссуза. Они представят регион на всероссийском профессиональном конкурсе.

В этом году из-за ковида участников было меньше. Болели не только педагоги, но и члены жюри, – рассказала заместитель председателя экспертной комиссии Татьяна Малых. – И все же конкурс состоялся. Наши учителя показали, что они мобильные, талантливые, грамотные. Было много молодых участников до 35 лет и много мужчин.

За звание «Учитель года» боролись 25 человек, «Воспитатель года» – 26, «Преподаватель среднего профобразования» – 20. У каждого конкурсанта свои секреты мастерства, которыми они делились на дистанционных открытых уроках.

– Я всегда хотела работать с детьми. Окончательно с выбором профессии определилась, когда привела своего ребенка в детский сад и заметила, что некоторые малыши в группе плохо говорили или совсем не говорили. Я тогда поняла, что хочу помочь им, и поступила в Иркутский педагогический университет, – вспоминает Екатерина Мелентьева.

Она работает логопедом в усольском детском саду № 5 уже восемь лет. На конкурсе вошла в число призеров. Экспертная комиссия отметила ее за авторский подход – логопедические сказки, которые она сочиняет сама.

– Это короткие истории на одну-две минуты, чтобы ребенок не успел заскучать. Каждая сказка нацелена на решение конкретных логопедических проблем: отработку звуков, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, – пояснила логопед.

Среди призеров конкурса – Артем Малакичев, учитель лицея ИГУ. Он преподает математику с 2008 года. Профессия сейчас кажется ему очень творческой и интересной, хотя в юности совсем не видел себя в роли педагога.

– Мне была интересна физика, я представлял себя ученым, который занимается астрономией, но поступил на математический факультет, а потом пришел на работу в лицей. Понравилось. Наверное, из меня все-таки получился «астроном», ведь каждый ребенок – звездочка, отдельная вселенная, – размышляет призер.

К ученикам он старается найти индивидуальный подход:

– У меня был ученик, 14-летний парень, который казался безнадежным в математике. Я искал хоть какую-то зацепку и выяснил, что он отлично лепит. Через его любимое увлечение – лепку – я попытался объяснить ему геометрические фигуры. И он начал их понимать, но самое главное – ребенок поверил в свои силы.

По итогам конкурса лучшим воспитателем Иркутской области стала педагог-психолог усть-илимского детсада № 18 Леся Чешева. Ее девиз в профессии: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

– Считаю, что не бывает плохих детей. Да, ребенок приходит в мир с определенным темпераментом, но характер и привычки он приобретает только от общения со взрослыми, – поделилась она.

Леся Чешева работает не только с детьми, но и педагогами, – проводит профилактику эмоционального выгорания, помогает снять напряжение при помощи арт-терапии.

Победителем конкурса среди педагогов ссузов выбрали преподавателя Тайшетского промышленно-технологического техникума Наталью Мандрикову. В профессию она пришла случайно. По специальности инженер по гидравлическому оборудованию, училась в Красноярске, потом вернулась в родной Тайшет и обнаружила, что никому не нужна.

– Я обошла все предприятия… Сестра посоветовала зайти в техникум и спросить насчет вакансий. Так в 2001 году я впервые открыла эти двери и работаю по сей день, – призналась победительница.

Наталья Мандрикова ведет дисциплины по профессии «Сварщик», ее подопечные – мальчишки. С ними она легко находит общий язык.

– Самым сложным оказался дистанционный формат конкурса, работа вслепую. На одном из этапов оценивалось, как мы проводим урок в режиме видеоконференции. Ты не видишь студентов, не можешь взаимодействовать с ними очно, то есть жестами, мимикой. Современные педагогические и компьютерные технологии, интерактивное обучение – все это важно. Но главное – любовь к своей работе и детям, – уверена она.

Победителем конкурса «Учитель года – 2020» стала преподаватель английского языка саянской гимназии им. В.А. Надькина Мария Урлауб. В прошлом – журналист и инженер международной связи.

– Для меня, начинающего учителя с небольшим стажем, эта победа – стимул развиваться и подтверждение того, что я двигаюсь в правильном направлении, – призналась она.

По ее мнению, личный пример для детей эффективней всяких разъяснений:

– На уроке я рассказываю о том, что пластик убивает планету. После урока складываю тетради для домашней проверки в тканевую сумку. Каждый день приношу в класс воду в спортивной бутылке. В результате через месяц количество одноразовых бутылочек с водой на партах сокращается, а сменную обувь ребята начинают носить в рюкзачках. Легко быть примером, согласитесь?

Мария Урлауб поделилась взглядом на школу и профессию, которую выбрала:

– Школьники проводят треть жизни в семье, треть – в школе, треть – в интернете. Интернет вряд ли можно назвать надежным источником для еще не очень опытных умов. В семье установки могут быть разными – как с хорошими родителями или опекунами, служащими настоящими маяками для своих детей, так и с родителями, чей пример может завести разве что в условное болото. И остается школа – «абсолютное добро». В моем понимании, она должна быть тем местом, которое транслирует любому ребенку такую идею: «Мы учимся и растем, мы выбираем не обязательно простые, но честные пути. Мы хотим видеть тебя успешным профессионалом и хорошим человеком. Мы покажем – как. Присоединяйся!»