Галина Солуянова: «Мы уже начали подготовку к 85-летию со дня рождения Александра Вампилова»

Александр Вампилов вернулся в Петербург

Пьесы Александра Вампилова в последние годы не сходят с российских подмостков. Премьера спектакля «Утиная охота» состоялась в сентябре в Санкт-Петербургском театре им. Ленсовета. А еще в северной столице провели необычное мероприятие, связанное с именем драматурга. На фестивале «Книжные аллеи» прямо на улице Малой Конюшенной читали стихи семьи Вампиловых и рассуждали об истоках творчества самого талантливого ее представителя. 

– Во время двухчасовой программы петербуржцы впервые узнали об Александре Вампилове как о поэте, – рассказал автор идеи и организатор фестиваля, писатель и историк театра Цецен Балакаев. Обращение к истокам творчества драматурга позволило разрешить загадку его близкой дружбы с Николаем Рубцовым. Оказывается, они были не просто товарищами, но и собратьями по поэтическому жанру. Также более понятным стал лиризм творчества автора, ведь его пьесы о сложном периоде жизни советского человека оставляют светлые и чистые воспоминания. Петербуржцы говорили: «Я перечитываю его пьесы», «Люблю этого автора», «Вампилов удивителен».

Идея необычного творческого вечера возникла, когда Цецен Балакаев познакомился с поэтическим наследием драматурга. Кстати, на фестивале читали стихи из сборника «Звезда прекрасная сияла». Он был издан Мемориальным музеем Александра Вампилова и подготовлен силами его основателя Юлией Соломеиной. Книга знакомит с творчеством трех представителей семьи: отца драматурга – Валентина Никитича, его дочери Сержен и сына Александра.

– Мы более года сотрудничаем с Цеценом Балакаевым, – рассказала директор иркутского Культурного центра Александра Вампилова Галина Солуянова. – Дело в том, что его отец – писатель Алексей Балакаев – учился вместе с драматургом в Литературном институте им. М. Горького и, видимо, передал сыну свое трепетное отношение к творчеству и личности бывшего сокурсника. Кроме того, Цецен Балакаев считает наследие автора очень актуальным. И мы рады, что он стал нашим постоянным помощником и единомышленником в северной столице.

Кстати, Санкт-Петербург, а в те годы Ленинград – очень важный город в творческой биографии Александра Вампилова, ведь именно отсюда началась всесоюзная, а следом и всемирная известность нашего знаменитого земляка.

 


Раритетная машинка, на которой были распечатаны пьесы «Старший сын», «Прощание в июне» и «Валентина»

 

– Он успел создать лишь шесть пьес, и все они до сих пор не сходят с петербургской сцены, – подчеркнул Цецен Балакаев. – Например, в репертуаре Молодежного театра «Мастерская» Григория Козлова сразу три вампиловские пьесы. В прошлом году театр на Фонтанке с успехом свозил новую постановку «Прошлого лета в Чулимске» на Вампиловский фестиваль. В театре им. Комиссаржевской сибирский режиссер Сергей Афанасьев поставил «Чулимск».

В отличие от драматургии Александра Вампилова, его ранние стихи практически не исследованы литературоведами.

– Сам автор очень переживал, что его поэзия наивная и подражательная, – пояснила Галина Солуянова. – Но в то же время она такая трогательная и атмосферная. Эти поэтические строки ценны для нас не столько как литературные произведения, а скорее, как свидетельство переживаний автора, а также как его первые опыты словесности.

Возможно, попытка исследования поэзии Александра Вампилова подтолкнет литературоведов к дальнейшему изучению этого периода в творчестве драматурга. Тем более, что в 2022 году его поклонники будут отмечать сразу несколько юбилеев: 85-летие со дня рождения и 50-летие со дня его гибели, а также 30-летие со дня установки камня-символа в поселке Листвянка и 10-летие Культурного центра Александра Вампилова.

– Мы уже начали подготовку к юбилеям, – рассказала Галина Солуянова. – Конечно, помешала пандемия. Но мы продолжаем пополнять наши фонды, в которых хранятся тысячи предметов, в том числе и те, к которым прикасался Александр Вампилов. Среди последних даров музею – печатная машинка, на которой были распечатаны пьесы «Старший сын» в 1969-м, «Прощание в июне» в 1970-м и «Валентина» в 1964-м и распределение ролей в них. Ее передала нам Ольга Старицина, в те годы работавшая секретарем в Иркутском драмтеатре.