Внимание: дистанционные мошенники

Из-за пандемии коронавируса случаи мошенничества в интернете стали более изобретательными. Злоумышленники предлагают несуществующие товары и услуги, рассказывают о липовых социальных льготах и предлагают перевести деньги на «безопасный счет».  

Фельдшер скорой помощи из Братска лишился своих сбережений, сообщив аферистам секретные сведения о своей банковской карте после получения сфабрикованного ими документа.

– На мой сотовый телефон позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил о подозрительных операциях по моему счету. Мол, кто-то из недобросовестных сотрудников банка крадет деньги, и это надо отследить и пресечь. А мои, мол, деньги надо перевести на резервный счет, откуда их потом вернут. Для проведения операции он затребовал предоставить реквизиты карты и цифровые коды, которые поступят на телефон, – рассказал потерпевший.

Для убедительности братчанину прислали фото документа, составленного на якобы официальном бланке. Мужчина поверил, назвал данные своей банковской карты и лишился 100 тыс. рублей.

Жительница Иркутска получила сообщение от якобы Госуслуг. Дальше шла ссылка – предложение в два клика оплатить пошлину. Чтобы продолжить эту операцию и перевести деньги на карточку, иркутянке предложили заплатить комиссию в размере 695 рублей. Что она доверчиво и сделала, лишившись своих денег.

Под предлогом защиты от COVID-19 мошенники советуют приобрести «маски с отсеивающими фильтрами» или очистители воздуха, которые могут избавить от микробов. Столкнувшись с таким предложением, жительница Нижнеудинска тоже потеряла деньги. Небольшие, но все равно обидно.

Используя психологические приемы и уловки, мошенники создают ситуацию, в которой граждане добровольно содействуют аферистам и способствуют хищению. Например, озвучивают данные платежных карт, переводят сбережения на продиктованный «безопасный счет», устанавливают программу на устройство, которая позволит получить дистанционный доступ к счету, под руководством собеседника совершают действия в «личном кабинете» банка или с банкоматом. В итоге любое из этих действий позволяет аферистам завладеть деньгами. Также встречаются случаи, когда мошенники вынуждают оформить кредит, средства которого также похищают.

Не менее распространенной остается схема обмана при покупке или продаже товаров и услуг в сети Интернет. На сайтах, таких как «Авито», «Юла», «Дром», а также в социальных сетях – Инстаграм, Вконтакте, «Одноклассники».

Как правило, диалог с покупателями продолжается до момента внесения предоплаты. Получив задаток, злоумышленник удаляет объявление и отключает телефон. Практика показывает, что авторы таких объявлений находятся в других регионах страны.

Как сообщили в ГУ МВД по Иркутской области, в 2020 году от действий мошенников пострадали уже свыше 4200 человек. Каждое шестое преступление в регионе совершается дистанционно. Общий ущерб, причиненный мошенниками в этом году, составил свыше 200 млн рублей. В том числе в июле – 34 млн рублей. Для сравнения – за весь прошлый год ущерб составил 150 млн рублей. Имеются случаи, когда одного человека обманывали неоднократно.

Жертвами схемы дистанционного отъема денег становятся пенсионеры, предприниматели, рабочие, менеджеры, продавцы, врачи, учителя, студенты и преподаватели вузов.

Сотрудники полиции призывают граждан не доверять поступающей от имени служб безопасности финансовых организаций информации о проблемах с банковскими картами. Все вопросы о движении средств и состоянии счетов нужно решать только в офисах финансовой организации, либо по номеру телефона горячей линии, который есть на картах всех банков.

Не стоит оплачивать услуги и делать покупки на сайтах, не вызывающих доверие. Любое предложение нужно тщательно проверять.

Некоторых мошенников удается найти и наказать, а многих вычислить так и не удается. Поэтому лучший способ защиты – это изоляция от сообщений и звонков с незнакомых номеров, бдительность и внимательность.