«Быть в своих спектаклях и актрисой, и режиссером – сложно»

Она с детства хотела стать актрисой, а потом – кинорежиссером. В итоге мечты сбылись, только играет Ирина Мякишева не в кино, а в спектаклях. Уже более 20 лет она радует своими комедийными ролями и глубокими постановками зрителей Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского. О своем пути в профессии Ирина Мякишева рассказала в интервью газете «Областная».

– Ирина, где вы учились?

– Я родом из Байкальска. Помню, как в школьные годы отправила письмо во ВГИК. И мне пришел ответ о том, что поступить туда можно, если есть высшее профильное образование и опыт работы. Я наметила план, что сначала окончу Иркутское училище культуры, потом Институт культуры в Улан-Удэ как режиссер народных театров, и подам документы во ВГИК. Но однажды сходила на спектакль в Иркутский музыкальный театр и попала под его чары. А когда узнала, что в театральном училище объявили целевой набор для музтеатра, ушла туда из училища культуры. Никогда не жалела о своем поступке.

– А как же мечта о кино?

– Если честно, я в кинорежиссуру собиралась, чтобы ставить оперетты. У нас в доме постоянно звучала классика, оперы, романсы. Я даже группу Abba и Элвиса Пресли впервые услышала в училище. Еще мне очень нравились советские киноверсии известных оперетт «Принцесса цирка», «Сильва», «Летучая мышь», но я все время думала, что что-то там не так. Уже потом я поняла, что именно. Просто на постановку давали мало денег. До слез обидно, как это все было бедненько. Прекрасные артисты, звезды Большого театра, которые озвучивали вокальные партии, – в этом плане все было идеально. Чего не скажешь о декорациях и костюмах, ведь если главные герои еще худо-бедно как-то одеты, то на массовку больно смотреть.

– Какая была ваша первая роль в Иркутском музыкальном театре?

– Это роль горничной Саши в спектакле «Хлопотун» на музыку Николая Сильвестрова. Там мы играли с моими однокурсниками – Евгенией Калашниковой и Игорем Переверзевым.

– Вы сразу определились со своим амплуа?

– Конечно, в большей степени я ощущаю себя характерной актрисой. Но, конечно, всегда хотелось сыграть что-то трагическое. Из таких ролей у меня Мария-Магдалина в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».

– Есть еще любимые роли?

– Они практически все любимые. Очень люблю Кабато играть в «Проделках Ханумы», Бэтти – в «Crazydance, или 5 свадеб в один день» – здесь есть возможность и похулиганить, и попеть, и потанцевать. В спектакле «Труффальдино» у меня роль Смеральдины. Там партнеры шикарные и материал отличный. Люблю роль бабы Шуры в «Любовь и голуби».

– А меня поразила ваша роль няни в «Евгении Онегине» – вы там просто неузнаваемая.

– Если честно, я сама себя на фотографиях из спектакля с трудом узнала. Да и сама роль для меня была достаточно неожиданная – никогда не собиралась петь в опере.

– Оперы у нас вообще ставят достаточно редко.

– К сожалению, в Иркутске любителей оперы меньше, чем оперетты. Но оперы, на мой взгляд, все равно нужно ставить, даже если они не будут настолько востребованы зрителем, как другие спектакли.

– Как в вашей жизни появилась режиссура?

– Это судьба. Свою роль, конечно, сыграло то, что я с детства хотела быть режиссером, а дальше все складывалось достаточно удачно. На моем пути встретились люди, которые помогли мне реализовать мечту, – директор нашего театра Владимир Шагин и режиссер Сусанна Цирюк, дирижер Николай Сильвестров, артист Владимир Яковлев. В какой-то момент все сошлось, в том числе и подходящий набор в Санкт-Петербургскую академию театральных искусств. Сусанна Юрьевна помогла мне с проживанием, а Иркутский музыкальный театр оплатил обучение – я целевой выпускник. Владимир Константинович разрешил поставить на родной сцене дипломную работу, ведь ее нужно делать обязательно на базе профессионального театра, и далеко не у всех моих однокурсников была такая возможность.

– Какой спектакль стал вашей дипломной работой?

– Я должна была защищаться «Сорочинской ярмаркой», но по техническим причинам премьеру перенесли, и в итоге это была сказка «День рождения кота Леопольда». Но и за нее я получила красный диплом.

– Вы намерены и дальше совмещать профессии актрисы и режиссера?

– Да, пока у меня это получается. Работать в чужих спектаклях актрисой, а в своих – режиссером даже на пользу. А вот быть в своих спектаклях и актрисой, и режиссером – сложно. Когда я в «Сорочинской ярмарке» сдуру себе еще и роль отхватила, мне тяжело пришлось. Потом с «Труффальдино» было уже проще, я на собственном опыте понимала, как распределить свои силы. А вообще раньше мне даже и в голову не приходило, насколько режиссером быть труднее, чем актрисой. Актер – отвечает только за свою роль, а режиссер в ответе за все.

– Но зато и удовлетворение от работы, наверное, больше?

– Конечно, после первого спектакля мне казалось, что мир должен измениться, такая была эйфория.

– Что мотивирует вас ставить спектакли?

– Когда я знакомлюсь с материалом – читаю пьесу, слушаю музыку, кажется, что только я и никто другой могу ее поставить так, как нужно. Думаю, такие чувства возникают у каждого режиссера. И когда в тебе родилось какое-то решение, то становится необходимым воплотить это в жизнь. Конечно, нужно, чтобы материал тебя трогал, чтобы пьеса и музыка были на хорошем уровне. Меня также вдохновляют наши артисты. Например, «Труффальдино» поставлен на Стаса Чернышева, потому что он – готовый Труффальдино. Поэтому если в театре есть актер на какую-то роль, нужно ставить спектакль, иначе через несколько лет может быть поздно. И наоборот, например, если в театре нет Гамлета, не надо ставить «Гамлета», даже если ты этого очень хочешь.

– Вы уже работали в других театрах?

– Я ставила в Иркутском ТЮЗе «Волшебника страны Оз» и «Сильву» в прошлом году в Иваново. И все получилось, ведь там замечательные артисты, душевный зритель, поэтому было комфортно. Конечно, работа в других театрах очень расширяет кругозор.

– За что вы любите Иркутский музыкальный театр?

– Он для меня – второй дом. Я люблю всех его работников, они мне как родные.

– Как вы переживаете карантинные ограничения?

– До конца мая сидела дома. Потом у нас было очень много онлайн-работы. Кроме того, мы записали в июне концерт ко Дню России, и это был настоящий подарок. Очень соскучились по сцене и зрителям.

– Что планируете делать?

– У нас есть договоренность с руководством о постановке мистического мюзикла испанского драматурга. Какой именно – пока секрет.