Областные парламентарии отметили необходимость уделять больше внимания работе коррекционных школ

Работу коррекционных школ в Иркутской области и перспективы их развития обсудили на заседании круглого стола под председательством главы комитета по социально-культурному законодательству областного парламента Ирины Синцовой. В работе круглого стола приняли участие вице-спикеры Лариса Егорова и Ольга Носенко, а также депутаты Ольга Безродных, Артем Лобков, Тимур Сагдеев, Дмитрий Тютрин. Кроме того, были приглашены Уполномоченный по правам ребенка в регионе Светлана Семенова, руководители специальных учреждений и общественных организаций, представители профильных министерств и Контрольно-счетной палаты области.

Ирина Синцова обратила внимание на постоянный рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом в общеобразовательных школах практически отсутствуют условия для детей с особенностями здоровья. Коррекционные классы в учреждениях переполнены, нет возможности применения специализированных образовательных программ. Большое количество детей не могут посещать учебные заведения в силу их географической удаленности и архитектурной неприспособленности зданий. Коррекционные школы зачастую находятся в старых, приспособленных помещениях, материально-техническая база недостаточна. Ирина Синцова отметила, что, несмотря на то, что в регионе взят курс на строительство новых современных образовательных учреждений, речи о строительстве новых коррекционных школ не ведется.

По информации регионального министерства образования, сегодня на территории области действует трехуровневая структура для обследования детей. В том числе 9 постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий и 29 временных. В 2019-2020 учебном году было обследовано 9,5 тысяч ребят, что почти на три тысячи меньше, чем в прошлом. Уменьшение связано с ограничениями, вызванными распространением коронавирусной инфекции. Комиссии продолжат свою работу в августе, чтобы все дети смогли получить заключение специалистов. Большая часть обследуемых – это ребята в возрасте от 6,5 до 12 лет. При этом отмечено, что 497 детей направлены на проверку в возрасте до 3 лет, что, по мнению специалистов, говорит о повышении сознательности родителей, ведь ранняя диагностика позволяет эффективнее корректировать патологии развития ребенка.

Как подчеркнул Артем Лобков, до недавнего времени вопросам коррекционных школ в области уделялось недостаточно внимания, в том числе в отношении их финансирования. Ольга Безродных отметила, что необходимо вносить коррективы в стандарты обучения для детей с ОВЗ, так как они учитывают, как правило, одну патологию, между тем, растет число детей с осложнениями и множественными нарушениями. Также она отметила проблемы в вопросах аттестации специалистов. В отрасли остро стоит кадровая проблема, не хватает специалистов в школах, детских садах. Есть сложности с привлечением врачей психиатров для участия в обследовании детей.

В связи с этим участниками круглого стола отмечена необходимость обеспечить необходимое финансирование для укрепления и развития материально-технической базы государственных коррекционных образовательных организаций Приангарья, создавать условия для их развития и совершенствования деятельности. Необходимо увеличивать размеры подушевого финансирования на детей с особенностями здоровья в образовательных учреждениях области.

Также участники дискуссии отметили необходимость развития на базе областных коррекционных школ отделений консультативной помощи для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Кроме того, необходимо расширение спектра образовательных услуг, в том числе по организации летнего отдыха.

По итогам работы круглого стола будет сформирован пакет рекомендаций. В частности, правительству Иркутской области и органам исполнительной власти региона будет предложено при разработке Стратегии социально-экономического развития Приангарья определить перспективы развития региональной государственной системы коррекционного образования (в том числе профессионального), уделить особое внимание созданию доступной среды и условий для обучения детей с ОВЗ, в том числе с применением современных дистанционных технологий.

Также участники круглого стола приняли решение провести отдельное совещание по вопросу коррекционного образования в городе Иркутске.