Зачем нужны поправки, ведь уже есть законы!

Нешуточные правовые споры развернулись в социальных сетях, связи с поправками в Конституцию России. В том числе по поводу того, зачем они нужны, если есть федеральные законы. Комментирует руководитель Фонда гражданского общества Константин Костин.

С одной стороны, это здорово – в людях проснулся интерес к поиску ответов на вопросы государственного строительства. Российские граждане вдруг до тонкостей захотели разобраться в том, как устроено наше государство, как функционируют институты, какие у них полномочия. В результате этого поиска и рождаются вопросы: зачем принимать специальные поправки, если по многим предметам, составляющим их содержание, уже есть законы прямого действия?

Однако после принятия любого закона всегда возникают проблемы с его интерпретацией. «То, что нормы из национального законодательства подняты в Конституцию, это прекрасно, и я бы говорил о цементировании определенных правил игры. Когда мы говорим о Конституции, то она фактически определяет философию государственного устройства – не только правовые, но и, если так можно сказать, моральные и этические нормы», – рассуждает Константин Костин.

«Закон можно в любой момент изменить, в 1992-е годы мы это могли часто наблюдать. Юридическая сила конституционных норм – наивысшая», – дополняет руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов.

Предположим, продолжает эксперт, при верстке бюджета оказалось, что денег не хватает, высокий правительственный чиновник оказывается перед выбором: какие статьи расходов сократить? Это везде так, во всех странах происходит – у каждого проекта, зависящего от государственных денег, всегда найдутся влиятельные лоббисты. Значит, пострадают социальные статьи. «Что предлагает сейчас Путин со своими поправками? Прежде всего – гарантировать основополагающие, базовые социальные гарантии, спасти их от политической конъюнктуры. Граждане среднего и старшего возраста прекрасно помнят, насколько тяжелым оказался переход от советской системы к рыночной экономике, когда-то, на что рассчитывали люди – пенсии, пособия, льготы – в одночасье были отменены», –  рассуждает Константин Антонов.

Эксперты, в том числе, оперируют и данными ВЦИОМ, делая свои выводы: 91% населения, согласно опросу, считают важными закрепление в Конституции гарантии оказания адресной социальной поддержки, индексацию социальных пособий и выплат.

Тем более что в современном мире, где очень велика скорость изменений и их непредсказуемость, вполне возможны резкие колебания в экономике, когда уровень жизни населения будет колебаться. Поправки в Конституцию, как раз должны гарантировать некие социальные стандарты, нарушать которые будет не позволено никому.