Профессия – помогать людям

Профессия социального работника – невероятно сложная. Каждый день им приходится сталкиваться с чужой бедой, нуждой, немощью, одиночеством. Случайные люди здесь не задерживаются, зато профессионалы остаются на долгие годы.

Отделение срочного социального обслуживания, расположенное в Иркутске по адресу: Академическая, 74 – структурное подразделение областного Комплексного центра соцобслуживания населения. Те, с кем случилась беда или горе, твердо знают этот адрес.

 

Телефон доверия

Заведующая отделением Ирина Ширяева и ее помощники весь день заняты выдачей продуктовых наборов и вещей первой необходимости. Мы застаем их на складе, где как в магазине на полках, лежит рассортированная одежда, стоят в ряд полные пакеты. День клонится к вечеру.

– Сегодня выдали 22 набора продуктов, это уже остатки. Вчера раздали 140. Теперь у нас особые условия работы, соблюдаем социальную дистанцию и все выдаем через окно, – поясняет сотрудник Екатерина Сапожникова.

Катя молодая и красивая. Работает в отделении психологом, а на период отпусков замещает кладовщика. И ее «телефон доверия» никогда не молчит.

– Катя, к вам, как к психологу, чаще всего с какими проблемами обращаются?

– Звонят пенсионеры, которым не хватает внимания и общения. Инвалиды обращаются, многодетные. Проблемы одни и те же – нехватка денег, внутрисемейные конфликты. Вот накануне приходила женщина, трое детей, с мужем в разводе. Ей просто нужна поддержка, чтобы человек не сорвался, не сломался. Есть у меня постоянный клиент, инвалид, ему 47 лет. Просто звонит, когда захочет. Даже поговорить о погоде. И никогда никому мы не отказываем в общении, совете, конкретной помощи.

 

Когда человек попал в беду

В отделении работают 11 человек. Слушаешь женщин и понимаешь – свободного времени и спокойных дней у них просто не бывает.

– То пожары, то наводнения, – рассказывает Ирина Ширяева. – Весь прошлый год прошел под знаком беды в Тулуне. Раньше была сгоревшая в Киренском районе Бубновка. Еще раньше были беженцы из Украины, с которыми мы работали в пунктах приема.

Ирина Васильевна окончила железнодорожный институт, а в 1997 году осталась без работы, с детьми на руках. Пошла в соцслужбу, и не жалеет об этом.

Отделение работает со всеми категориями граждан – пожилыми, многодетными, одинокими, престарелыми, инвалидами. Сюда обращаются уставшие от скитаний бездомные, люди, имеющие из личных документов только справку об освобождении из мест заключения.

Соцработники помогают голодным (кому-то собирают продуктовые наборы, кого-то кормят в социальных столовых), одевают раздетых в буквальном смысле слова. Обращаются те, у кого на пожаре сгорело все имущество, многодетные неимущие семьи, где не на что одеть детей.

А скольких обмороженных бомжей эти женщины спасли от гибели на улице… Подбирали, направляли в больницы, помогали восстанавливать документы, устроиться в дом-интернат или реабилитационный центр. В прошлом году в отделение за разными видами социальной помощи обратилось более 13 тыс. человек.

Когда человек попал в беду, специалисты отделения подключают чиновников, депутатов, благотворительные фонды, волонтеров, Красный Крест. Помогают и просто неравнодушные люди, приносящие сюда вещи первой необходимости.

– Работаем по заявкам и звонкам, – говорит специалист Татьяна Пономарева. – Заявления бывают из округов, из полиции. Сообщают о пожилых брошенных гражданах. Узнаем порой и от случайных людей, из соцсетей о таких вопиющих фактах. Вот бабушка у нас одна есть, у нее проблемы со здоровьем. Соседи жалуются – человек брошен, гуляет сам по себе. В таких случаях мы выходим на органы опеки, обращаемся в полицию. Стараемся повлиять на родственников. В случае с нашей бабушкой нашли дочь, но там заинтересованность только в квартире. Поэтому за судьбой этой старушки следим до сих пор.

 

Коляска для бабушки

Пока мы беседуем о брошенных стариках, в отделе, где расположены средства реабилитации – ходунки, костыли, молодой человек внимательно выбирает инвалидную коляску. Парень придирчиво знакомится с конструкцией. Пробует педали, крутит колеса.

– Святослав Петров, – представляется молодой человек. – Приехал за инвалидной коляской для бабушки. Совсем бабуля у меня ходить не может, от болезни мышцы атрофировались. Я медик, заканчиваю медколледж, буду фельдшером работать и бабулю мою на коляске выгуливать… Знаете, здорово, что есть такие отделения и такая помощь. Покупать коляску дорого, проще взять напрокат.

Еще один мужчина оформляет документы на ходунки.

– Для отца, – коротко поясняет он.

И как-то легче становится на душе, когда видишь, что о стариках есть кому позаботиться…

 

Дойти до каждого

Большую помощь социальные работники оказывает ветеранам, труженикам тыла, детям войны, престарелым и инвалидам на дому. Покупают для них продукты и лекарства, проводят уборку, оплачивают коммуналку, сопровождают к врачу.

Сейчас пожилые люди находятся в изоляции, контактируют только с соцработником, – рассказывает заведующая отделением обслуживания на дому Маргарита Барсукова. – Надо чаще делать обработку в квартирах с применением дезинфицирующих средств. Проводить профилактические беседы о мерах безопасности, обеспечивать клиентов средствами индивидуальной защиты.

На участке проживают один ветеран войны и 24 труженика тыла. Есть бабушки орденоносцы, скромные труженицы. Разговоришься с такой, а у нее за добросовестный труд наград не счесть, среди них есть даже орден Трудового Красного Знамени.

9 Мая для своих ветеранов сотрудники отделения устроили праздничный концерт. Соцработники приносили клиентам ноутбуки, а дети и артисты в режиме онлайн исполняли военные песни и читали стихи. И столько было благодарных слез…

У соцработника Светланы Ивашкиной – 12 подопечных. К каждому она приходит с неизменной улыбкой и хорошим настроением. Просто потому, что человек добрый, жизнерадостный. И для каждого из своих бабушек и дедушек обязательно сделает больше, чем по работе положено. В профессию пришла три года назад и осталась. Как-то незаметно привыкла к одиноким и немощным старикам, для кого-то стала самым близким человеком.

В этот день Светлана обошла с визитами пятерых клиентов. Помыть балконы, повесить шторы, приготовить суп, поговорить о любимых питомцах или цветах, кого-то ненавязчиво приласкать словом или взглядом… Так проходит ее день.

К концу рабочего дня мы едем с ней в микрорайон Юбилейный к Виктории Александровне. бабушке 83 года, дети ушли из жизни. В супермаркете соцработник покупает ей любимую 15-процентную сметану, нежирный творог, фрукты, крекеры.

По пути Светлана рассказывает, что старики звонят ей порой и вечером, и даже ночью. Время путают.

Соцработник порой бывает ближе, чем родственник. Дети, случается, не хотят заботиться о старых родителях, – говорит женщина.

Со своей глуховатой клиенткой Светлана общается через СМС. Но в условленное время Виктория Александровна не открывает дверь. Соцработник беспокоится – не случилось ли чего? Ей на первом этаже в квартиры своих подопечных приходилось и в окно влезать.

– Если сняла слуховой аппарат или уснула, то и не добудимся, – терпеливо говорит Светлана. – Если клиент несколько раз не открывает дверь, мы звоним родственникам. Приглашаем участкового. Приезжает МЧС, вскрывает дверь. Человек пожилой, вдруг что-то неладное…

В случае с Викторией Александровной все обошлось. Старушка действительно заснула. Соцработнику приходится возвращаться к ней уже поздно вечером.

Узнав, что Светлане пришлось прийти повторно, баба Вика расстраивается. Но все покупки разобраны, все дела переделаны, и жизнь снова кажется налаженной…

День каждого соцработника расписан по часам. Надо успеть обойти несколько человек. Тяжелые сумки, верхние этажи без лифтов давно стали издержкой профессии.

На участке есть лежачие больные. К ним соцработники приходят и вне расписания. Как сядешь обедать, если знаешь, что у тебя по соседству старушка голодная? Приходят девочки и в выходные – меняют постельное белье, памперсы, – рассказывает Маргарита Барсукова.

Такая вот профессия, сродни сестрам милосердия…