Музыкальный мир композитора Яна Круля

Иркутский композитор Ян Круль пишет симфонические картины по мотивам байкальских легенд и духовную музыку. Творчество он успешно совмещает не только с заботой о многодетной семье – он отец четверых детей, но и общественной деятельностью, будучи председателем Иркутской областной организации «Союз композиторов».

 

– Ян Леонидович, с Иркутском вас связывают семь лет жизни. Почему вдруг вы выбрали город на Ангаре?

– Родом я из Уфы. После консерватории имени М. Мусоргского десять лет прожил в Екатеринбурге. В Иркутск попал благодаря таким талантливым людям, как Яна Юденкова и Татьяна Акимова, здесь начал работать в Иркутском музыкальном колледже имени Шопена преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. Переездом очень доволен. Город напоминает маленький Петербург. А еще он такой солнечный!

 

– Как сложилось, что вы стали композитором?

– Мои родители художники. Папа – Леонид Янович Круль – заслуженный художник России, был для меня бесконечным творческим авторитетом. А мама – Светлана Шамаева – в настоящее время работает в Башкирии. С изобразительным искусством как-то не сложилось у меня. Зато в шесть лет меня отдали в музыкальную школу. Первое мое сочинение, написанное в 15 лет, получило высокую оценку жюри на конкурсе «Хрустальный камертон» в Москве.

 

– Как часто ваши произведения исполняют?

– Довольно часто. Для меня как для композитора вообще очень важно общаться с исполнителями, которые играют мои произведения, потому что они отчасти являются соавторами. Особенно я благодарен главному дирижеру Губернаторского симфонического оркестра ИлмаруЛапиньшу, который всегда откликается на мои творческие замыслы. К сожалению, очень многие исполнители не играют современную музыку, и поэтому, на мой взгляд, не прогрессируют. Я уже не говорю про оркестры. Можно сказать, что я – счастливчик в этом плане, ведь мои произведения оркестр играет каждый год. Огромное удовольствие получил в работе с Владимиром Лопаевым, он чуткий и тонкий художник. Мы создали пластический спектакль «Иваново детство» к юбилею войны, работа получила высокую оценку критиков и солистов филармонии.

 

– Что вас вдохновило на создание цикла «Ангарские бусы»?

– Если сказать коротко, то это природа: Байкал, горы и лес. «Ангарские бусы» – это цикл симфонических картин по мотивам байкальских легенд. Они могут исполняться в детском и взрослом формате, я стремился сделать его универсальным. В детском – перед каждой читается сказка. Для меня это сочинение сейчас – центр моих творческих размышлений.

 

– У вас есть опыт создания духовной музыки. Как вы решились написать кантату «Святитель Иннокентий»?

– На самом деле духовную музыку пишут, но часто делают это плохо. Я считаю, что если ты не живешь в этой традиции или, как минимум, находишься в культурном контексте, ты не имеешь права писать на эту тему. За то, что кантата «Святитель Иннокентий» сложилась, благодарен руководителю архиерейского мужского хора «Знамение» Иркутской митрополии отцу Антонию Смолину. Прежде чем задумывать произведение, я долгое время пел у него в хоре, и мы с музыковедом Анатолием Потапцевым разбирали крюки – знаки древнерусской музыкальной нотации. Кстати, в этом плане у города Иркутска уникальное лицо – здесь есть древнейшая музыкальная культура. И у отца Антония прекрасный хор, который знают в России и в мире.

 

– Какой посыл вы вкладывали в это произведение?

– Одной из исходных точек создания этой музыки для меня был вопрос: как обычный человек, не так далеко по времени живший от нас, может стать святым? Что происходит с ним, когда он принимает такие сложные решения, как святитель Иннокентий Вениаминов? Как он находит внутри себя силы? Большая часть событий кантаты – это время до того, как он отправился на Алеутские острова. Мы предположили, какие он мог бы задавать себе вопросы. Один из образов, который меня вдохновлял, это картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», когда мальчик разговаривает с монахом. Это диалог будущего святого с тем, кто уже им стал. Мне вообще кажется, что такие люди уже в детстве осознают свое предназначение.

 

– Какие у вас планы? Слышала, вы хотели написать музыку на стихи Евгения Евтушенко?

– Да, я удовольствием бы что-то написал для сопрано и струнного оркестра, но солистка Мария Тощева ушла в декрет, а я люблю работать над произведениями вместе с исполнителем. Раньше мне была ближе поэзия Иосифа Бродского. Теперь заново открываю для себя Евгения Евтушенко. У него есть стихотворение «Долгие крики», и мне бы хотелось поразмышлять в этом направлении. Но, к сожалению, сейчас много времени уходит на общественную деятельность.

 

– Вы имеете в виду Союз композиторов?

– Да, у нас в этом году несколько проектов. Я сейчас работаю над четвертой симфонической картиной цикла «Ангарские бусы» – «Будамшуу». Премьера будет в конце ноября.

 

– Кто такой Будамшуу?

– Характерный экстравагантный герой. Если очень поверхностно говорить, то для меня это такой бурятский Петрушка – провокатор, но при этом он оживляет все вокруг.Если все будет по плану, то осенью у нас состоится открытие филиала Союза композиторов России. Я верю, что потенциал у нашей организации есть, и мы будем плодотворно работать. Пока мы живем очень небольшими проектами, ведь сейчас в составе Союза 14 композиторов, надеемся, что наши ряды пополнит молодежь.