«Мы шагаем палатами длинными…»

В годы Великой Отечественной войны Иркутск не только был одним из важных центров лечения раненых бойцов. Здесь тогда работали десятки предприятий, хлынул поток эвакуированных. И одним из вызовов военного времени стало сохранение здоровья гражданского населения, численность которого выросла. Недостаток транспорта затруднял своевременный вывоз мусора, городские бани работали с перебоями. Однако иркутские медики удержали под контролем инфекционную заболеваемость.

 

Отсутствие эпидемий

Проводилась большая санитарно-противоэпидемическая работа: систематические подворные обходы с целью раннего и полного выявления больных, своевременная изоляция и госпитализация заболевших, обследование санитарного состояния квартир, усадьб и общежитий. Несмотря на тяжелые условия, проводились профилактические прививки, тщательная санитарная обработка очагов инфекции.

Из воспоминаний заведующего кафедрой и клиникой нервных болезней, ветерана Великой Отечественной войны, профессора Хаим-Бера Гершоновича Ходоса: «Оглядываясь сейчас на прожитые и пережитые нами военные годы, я как врач не могу не подчеркнуть здесь некоторые замечательные факты. Это, прежде всего, полное отсутствие у нас эпидемий в военные и послевоенные годы, хотя все крупные войны в прошлом сопровождались эпидемиями, которые уносили больше жизней, чем сами сражения».

 

В условиях, когда медики были призваны в армию, часть их нагрузки взяли на себя санитарный актив из населения и институт общественных санитарных инспекторов, созданный по указанию уполномоченного Государственного Комитета Обороны. При исполкомах Советов депутатов трудящихся работали противоэпидемические комиссии, которые координировали эту работу.

В результате смертность от инфекционных заболеваний не просто не выросла, но и с 1944 года стала резко снижаться – в том числе, благодаря применению новых эффективных лекарственных средств.

В акушерско-гинекологической больнице на ул. 8-я Советской, построенной накануне войны (ныне Иркутская городская клиническая больница № 1 – Авт.) был размещен госпиталь, поэтому пришлось перепрофилировать часть коечного фонда в клиниках мединститута. Открылись туберкулезный и венерический диспансер, амбулатория в Рабочем предместье.


Клиника факультетской хирургии. В центре – профессор К.П. Сапожков. Из фондов музея истории ИГМУ

 

Вместо ушедших на фронт рабочих на производство пришли женщины и подростки. Многие из них впервые встали за станок, были недостаточно знакомы с техникой безопасности, поэтому сильно вырос промышленный травматизм. В Иркутске была развернута сеть лечебных учреждений, обслуживающих рабочих оборонной промышленности: новые медико-санитарные части, врачебные и фельдшерские здравпункты и профилактории, которые должны были обеспечить охрану здоровья рабочих, изготовляющих продукцию для фронта.

 

Флагман иркутской медицины

Одно из самых мощных медицинских учреждений Приангарья, городская клиническая больница, ныне Областная ордена «Знак почета» клиническая больница, к 1940 году располагала 380 койками в четырех отделениях: в хирургическом – 140, терапевтическом – 110, травматологическом – 55, гинекологическом – 75.

Больница унаследовала традиции дореволюционной Гражданской больницы, работавшей еще с 1871 года. Построена она была на средства, пожертвованные действительным статским советником Ефимом Андреевичем Кузнецовым, оттого иркутяне еще называли ее Кузнецовской. С приходом советской власти Кузнецовская больница стала сначала губернской, а потом – клинической городской. На ее базе работали кафедры госпитальной терапии, госпитальной хирургии, кожно-венерических болезней и психиатрии медицинского факультета Иркутского государственного университета.

В военные годы Иркутская городская клиническая больница работала «на два фронта» – более 40 ее сотрудников трудились во фронтовых и иркутских госпиталях, остальной коллектив продолжал оказывать медицинскую помощь жителям города и области.

В военные годы главным врачом больницы был В.Г. Клейменов. Его в 1943 году на этом посту сменил Болеслав Стефанович Станкевич – легенда иркутской медицины. Родился он в Иркутске, в 1936 году окончил Иркутский медицинский институт и начал работать ассистентом кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Во время Великой Отечественной войны Болеслав Станкевич работал одновременно хирургом в эвакогоспитале № 1059 и был главным врачом организованной им поликлиники инвалидов войны. С апреля 1943-го по февраль 1945 года был главным врачом Иркутской центральной городской больницы, а с 1945 по 1946 годы – главным врачом факультетских клиник ИГМИ. За свою деятельность в военное время был награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Впоследствии Болеслав Станкевич работал деканом лечебно-профилактического факультета Иркутского мединститута. Не одно поколение иркутских медиков вспоминало его как строгого, но очень обаятельного, доброго и отзывчивого человека.

 

Эвакогоспитали и санитарные поезда

Но все же главным полем боя иркутских медиков были фронтовые госпитали. За 1941–1945 годы на советско-германском фронте число санитарных потерь Красной Армии (раненых, контуженых и заболевших военнослужащих) достигло колоссальной цифры в 18 млн 320 тыс. человек. В Иркутской области действовало 37 эвакогоспиталей, девять – в городах, расположенных на крупных станциях Восточно-Сибирской железной дороги (Зима, Нижнеудинск, Тулун, Свирск, Черемхово, Усолье-Сибирское и Слюдянка), а 28 – в Иркутске. Общий коечный фонд составлял 10,4 тыс. коек. Для госпиталей были выделены здания школ, высших учебных заведений и учреждений.


Медперсонал, раненые и военные, уезжающие на фронт. Госпиталь № 934 в Иркутске. Фото 1944–1945 гг. Из фондов музея истории ИГМУ

 

В Сибирь отправляли тех, кто, по мнению медиков, мог перенести дальнюю дорогу, и кому требовалось длительное лечение после ранения. Всего за годы войны в госпиталях Иркутской области прошли лечение больше 100 тыс. раненых, причем около 30% из них вернулись в строй, 67% были признаны негодными к строевой службе, но годными к труду, и только 3% были переведены на инвалидность.

Первый санитарный поезд подошел к перрону станции Иркутск 13 января 1942 года. Тяжелораненых принял эвакогоспиталь, находившийся в зданиях физиотерапевтического института. Санитарные поезда шли непрерывным потоком, часто эшелоны приходили глубокой ночью, на их разгрузку в первую очередь мобилизовывались врачи и медперсонал госпиталей. Как вспоминала иркутянка Г.Ф. Никитина: «Раненых привозили на машинах – три-четыре машины сразу. Мы их мыли, укладывали, где могли. Порою вскроешь бинты, а там и гной, и черви… Это такая мука, люди не спали целыми неделями. А везли их по месяцу. Мы в клубе на полу стелили соломку и накрывали ее халатами, несмотря на все неудобства, после бани и перевязок раненые спали по два-три дня – так уставали за дорогу».

В основном в Иркутск на долечивание везли с огнестрельными ранениями костей и суставов, с пулями и осколками в легких, после ампутаций. В мае 1942 года отдел эвакогоспиталей докладывал заместителю наркома здравоохранения, что из центра страны и с Урала (Москва, Саратов, Горький, Челябинск, Киров, Свердловск) в регион поступают раненые с крайне тяжелыми и запущенными травмами, требующие длительного лечения.

 

За годы войны во всех госпиталях области провели больше 41 тыс. операций, десятки тысяч рентгеновских исследований, лабораторных анализов, перелили около 3 тыс. литров крови.

В госпиталях катастрофически не хватало хирургов, мало было рентгенологов, диетологов, врачей по лечебной физкультуре, операционных сестер. Квалификация среднего медицинского персонала не всегда соответствовала предъявляемым требованиям, не хватало хирургических инструментов и физиоаппаратуры.

Не хватало медикаментов, перевязочных средств – бинты и вату в первую очередь посылали на фронт. В качестве ваты приходилось использовать материал на основе простерилизованных древесных опилок и мох-сфагнум. В ноябре 1941 года Иркутское аптекоуправление обратилось в университет с просьбой помочь в заготовке мха-сфагнума. На воскреснике студентами было заготовлено 15 возов сфагнума.

Чем могла, помогала и местная наука – по просьбе местных партийных органов, военный завод № 172, после войны переименованный в Иргиредмет, освоил производство основного азотнокислого висмута, который применялся в качестве антисептика при лечении ожогов и ран, а также при болезнях желудочно-кишечного тракта.

 

Награды для врачей

Недостаток медицинских кадров объяснялся тем, что большое число врачей и среднего медицинского персонала с первых дней воины было призвано в Советскую Армию для работы в госпиталях на фронте. В такой ситуации совместительство должностей было единственным выходом. Например, главным хирургом эвакогоспиталей с начала войны до их расформирования была профессор Ася Ильинична Соркина. Доктор медицинских наук, опытный хирург и прекрасный организатор, она одновременно возглавляла кафедру общей хирургии медицинского института. На посту главного хирурга профессор Соркина уделяла большое внимание именно повышению квалификации хирургов, что помогло создать в госпиталях большой штат квалифицированных подготовленных теоретически и практически хирургов.

Одним из ведущих хирургов был Иннокентий Александрович Промптов. В течение многих лет он возглавлял хирургическую работу в железнодорожной больнице и медико-санитарной части, преподавал в медицинском институте и фельдшерской школе, а во время войны блестяще освоил новый раздел хирургии – нейрохирургию и проводил сложнейшие операции на центральной, периферической и симпатической нервной системе.

Сложных офтальмологических пациентов консультировал профессор кафедры глазных болезней Иркутского медицинского института Захарий Гершонович Франк-Каменецкий, чей богатый опыт позволял возвращать зрение, казалось бы, безнадежным раненым.

Иркутские врачи не только учились сами, но и передавали знания коллегам, создав ряд пособий, которые были высоко оценены медицинским сообществом. Профессор Х.Г. Ходос в 1943 году издал книгу «Травматические повреждения и огнестрельные ранения нервной системы». За исследования по разработке хирургических методов восстановления трудоспособности раненых профессор В.Г. Шипачев получил благодарность Верховного Главнокомандующего и звание «Заслуженный деятель науки». Профессор К.П. Сапожков удостоился ордена Трудового Красного Знамени за методы лечения огнестрельных ранений сосудов и кишечника.

За свою деятельность многие врачи получили государственные награды и поощрения. Главный хирург эвакогоспиталей профессор А.И. Соркина и ведущий хирург И.А. Промптов были награждены орденами Красной Звезды, профессор Н.З. Мочалин и начальник госпиталя Э.А. Монжиевский – орденами «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» – врач М.А. Ясинецкая. Благодарности наркомздрава получили 14 работников госпиталей, более 30 врачей и средних медицинских работников награждены почетными грамотами, свыше 200 медицинских работников получили грамоты облисполкома.