06 мая 2020 09:05

Милосердие под запретом

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Документальную балладу про узников концлагерей «Милосердие под запретом» ставят в Иркутском областном театре-студии «Театр пилигримов». Премьера должна была состояться в конце апреля, однако пандемия внесла свои коррективы. В итоге репетиции пришлось продолжить в режиме онлайн, что, по словам режиссера Анны Агапитовой, сильно замедляет процесс.

– В спектакле концлагерь предстает как жуткий образ из нашей истории, – рассказала Анна Агапитова. – Мы пытаемся осмыслить это явление и понять, как оно вообще могло появиться в жизни человечества. Мы не привязывались к конкретному месту, потому что наши герои были в разных концлагерях Германии и Польши, поэтому на сцене будет создано некое символическое пространство.

В центре сценографического решения спектакля, над которым работает художник Ирина Железняк, две печи. Одна – та, у которой герои спасаются от холода, другая – страшный символ гибели.

Инсценировку спектакля создали режиссер Анна Агапитова и художественный руководитель «Театра пилигримов», композитор Константин Артамонов. Драматургическая составляющая полностью основана на документальном материале. В постановку вошло восемь реальных историй бывших узников концлагерей, которые объединены хоровыми композициями. Зрители услышат воспоминания людей, которые были обречены на смерть, но смогли выжить. Причем четверо мужчин, чьи рассказы прозвучат в спектакле, – из нашего региона или из других городов Сибири. Найти эти материалы помог сотрудник музея истории Иркутска Сергей Трофименко.

– Другие четыре истории – женские и детские, ведь самой младшей нашей героине было четыре года, когда она попала в концлагерь, – пояснила Анна Агапитова. – Они не сибирячки, потому что женщины из наших мест редко попадали в концлагеря. Эти воспоминания мы взяли из открытых источников.

Музыка к постановке создана композитором Константином Артамоновым в форме баллады. Темы главных героев созвучны их индивидуальному речевому стилю.

– Жанр спектакля – документальная баллада – возник неслучайно, – отметила Анна Агапитова. – Он позволяет нам рассказывать некие истории в песенной форме, а также в жанре мелодекламации. Мы специально анализировали речь каждого героя, чтобы понять, о чем он думал, что чувствовал исходя из того, какие обороты, прилагательные и глаголы он использовал. Потом мы проживали эти истории с каждым актером, чтобы слова героев звучали от самого сердца.

Интересно, что в постановке задействована не только вся труппа, но и мягкие куклы. Театр даже выиграл грант Союза театральных деятелей России на мастер-класс по работе с ними. Его провел бывший иркутянин, а ныне художник Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова Виктор Никоненко, который в свое время работал вместе с основателем «Театра пилигримов» Владимиром Соколовым и режиссером Вячеславом Кокориным.

– В постановке артисты взаимодействуют с этими мягкими куклами, – рассказала Анна Агапитова. – Куклы символизируют жертв концлагерей, которые стали игрушками страшного нацистского режима. Они такие же непрочные, как человеческие жизни в жестоких руках.

Кстати, финальный хор из спектакля «Милосердие под запретом» иркутяне смогут услышать еще до премьеры. Коллектив театра презентует его в своих социальных сетях к 9 Мая.