Слюдянский район: со всей страной приближали Победу

С первых тяжелых месяцев войны до победного дня честно исполняли свой долг перед родиной и жители Слюдянского района. Они отважно сражались на всех фронтах Великой Отечественной и героически трудились в тылу, отправляя последний хлеб и теплые вещи солдатам-фронтовикам. Около 3,5 тыс. человек было призвано на фронт из Слюдянского района, более 2 тыс. из них погибло или пропало без вести. На пределе возможностей работали заводы и фабрики, железнодорожники и горняки выдавали за смену по две-три нормы.

 

А завтра была война

В Слюдянской районной газете «Ленинское знамя» накануне сообщалось: «В выходной день, 22 июня, организуется массовый выход трудящихся города на его окраину – падь Похабиха. Цель выхода – культурно и весело провести досуг…» Но уже утром воскресного дня 22 июня по радио передали страшное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. По всему району сразу прокатилась волна массовых митингов.

23 июня в 5 часов утра начались митинги в Слюдянском рудоуправлении. 350 рабочих и служащих собрались на слюдяной фабрике. В резолюции собрания коллектива предприятия было записано: «Мы выполнили семимесячную программу. В оставшиеся шесть дней июня обязуемся дать на тысячу рублей продукции сверх плана». Рабочие паровозного депо обязались сократить срок ремонта паровозов, бороться за четкое соблюдение графика движения поездов. На второй день войны активисты станции обратились по радио ко всем рабочим, служащим и домохозяйкам с призывом вступать в оборонные кружки, изучать военное дело. В тот же день только в первичную организацию при вагоноремонтном пункте поступило 28 заявлений.

В Слюдянке, поселках Култуке и Лиственичном военные пункты начали работу с 1 октября 1941 года. Военным обучением в Слюдянском районе в 1941 году было охвачено 695 человек, кроме того, 11 тыс. человек прошли обучение по противовоздушной обороне. К ноябрю 1942-го в районе было подготовлено более сотни сандружинниц, медсестер, много значкистов ПВХО и ГТО.

 

Жизнь отдам за нее

В Слюдянский военкомат в первый же день войны стали поступать заявления с просьбами о зачислении добровольцами в Красную Армию. Были заявления от комсомольцев и несоюзной молодежи. Например, рабочий геологоразведочной экспедиции товарищ Зеленцов в заявлении писал: «Вступая добровольцем в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии, хочу быть членом Ленинского комсомола. Обязуюсь бороться за нашу счастливую Родину, а потребуется – жизнь отдам за нее».

За годы войны из Слюдянского района в армию было призвано 3461 человек, более 2 тыс. из них погибло или пропало без вести на фронте. Призывники из Слюдянского района храбро сражались под Москвой и Ленинградом, у стен Сталинграда и на Курский дуге, принимали участие в разгроме врага в Восточной Пруссии, освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Венгрию, брали Берлин. В 1946 году домой вернулось несколько сотен фронтовиков, 600 из них за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, награждены орденами и медалями.

 

Они защищали Родину

Григорий Ефимович Береснев с 1935 по 1943 годы работал кочегаром производственной котельной, а затем кочегаром паровоза в депо станции Слюдянка. В годы Великой Отечественной был стрелком 975-го стрелкового полка (270-я стрелковая дивизия, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт). 26 июня 1944 года рядовой Береснев с группой из шести бойцов преодолел реку Западная Двина в районе поселка Улла (Бешенковичский р-н, Витебская область). При захвате плацдарма уничтожил до десятка фашистов. Был тяжело ранен, но сражался до последнего дыхания. Звание Героя Советского Союза и орден Ленина Григорию Бересневу были присвоены 24 марта 1945 года посмертно. Похоронен в братской могиле в поселке Улла.

Иван Власович Тонконог с 1931 по 1943 годы проживал в Слюдянке, работал в пожарной охране рудоуправления кондуктором и поездным мастером на железной дороге. В 1944 году после окончания курсов младших командиров был назначен командиром взвода 33-го гвардейского стрелкового полка (11-я гвардейская стрелковая дивизия, 11-я гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт). Гвардии старший сержант Тонконог в числе первых в полку 14 июля 1944 года одолел реку Неман, в районе города Алитус (Литовская ССР) захватил плацдарм, отразил многочисленные контратаки противника. Погиб 18 июля. Звание Героя Советского Союза и орден Ленина солдату были присвоены в 1945-м. Похоронен в Алитусе, где ему установлен памятник.

Памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, посвящен мемориал в парке «Перевал». Скульптурная композиция состоит из памятника воину-освободителю и плит с именами погибших. На одной из них значатся имена Героев Советского Союза И.В. Тонконога и Г.Е. Береснева. Ежегодно возле мемориала проводится Парад Победы.

 

Чем тяжелей ранение, тем дальше в тыл

Во время Великой Отечественной войны в Иркутской области действовало 37 эвакогоспиталей, два из них были развернуты в Слюдянке. Первый санитарный поезд с ранеными прибыл в город 29 января 1942 года. К 15 февраля слюдянские эвакогоспитали приняли 245 раненых. Город на берегу Байкала был последним, самым восточным пунктом назначения. Среди военврачей бытовала горькая поговорка: «Чем тяжелей ранение, тем дальше в тыл…» Из-за непрерывного потока прибывающих раненых врачи работали по 12 часов в день. Не менее тяжелой была нагрузка на средний и младший медперсонал. Не хватало гипса, перевязочные материалы заменяли стерилизованными мхом и опилками, самодельными лейкопластырями из серы и живицы. Для витаминизации питания использовали таежные заготовки ягод, лука, черемши. При госпитале в пади Талая было подсобное хозяйство, возглавлял которое Иван Георгиевич Бессонов. В хозяйстве выращивали свиней, с ранней весны – лук и редис. Картошку сажали в Зун-Мурино, покосы были в деревне Быстрой.

Всего с 1942 по 1946 годы в госпитали Слюдянки было доставлено 3964 бойца. Уровень смертности здесь составлял всего 1%. По итогам работы 49 человек кадрового и вольнонаемного состава военных госпиталей были награждены медалями Великой Отечественной войны.

 

Под грифом «секретно»

В 2017 году в истории Слюдянки открылась новая славная страница, посвященная памяти героев-моряков, проходивших обучение в первой в мире школе водолазов Военно-морского флота. А произошло это благодаря совместным усилиям администрации Слюдянского МО, неравнодушных горожан и специалистов учебного центра подготовки военных спасателей и водолазных специалистов ВМФ России, которым удалось собрать уникальные сведения, долгие годы находившиеся под грифом «секретно».

Появился этот проект благодаря письму, которое пришло из Севастополя от начальника учебного центра подготовки военных водолазов. В нем говорилось, что в 2017 году исполняется 135 лет со дня создания в России первой водолазной школы, и Слюдянка, оказывается, имеет к этому событию самое непосредственное отношение. Перед началом Великой Отечественной войны водолазная школа находилась в Севастополе, но когда враг подошел к городу, школу эвакуировали сначала в Астрахань, а в октябре 1941 года отправили в глубокий тыл – Слюдянку. Разместили ее в зданиях школы № 51, военкомата и клуба железнодорожников. Один из ее бывших курсантов, писатель из Ленинграда Леонид Соболев, впоследствии посвятил многие свои произведения боевым друзьям-водолазам. И именно из рассказов Соболева удалось по крупицам начать восстанавливать картину давно минувших событий. В результате поисковикам стало известно, что уже к концу 1941 года занятия в школе возобновились, и по ноябрь 1944 года на ее базе продолжалась подготовка военных водолазов. После окончания обучения курсантов-выпускников отправляли на фронт. Готовили здесь специалистов разных направлений: и для спасательных работ, и для подъема затонувшей техники, и для диверсионной деятельности. Налаживание учебного процесса на неподготовленном месте потребовало больших усилий личного состава отряда, местных партийных и советских органов. На Байкале не было причалов, не хватало плавсредств. В зимнее время на льду строились утепленные домики, делались проруби – майны, производились тренировочные спуски учеников под лед. Отряд успешно справился со всеми трудностями и экстремальными погодными условиями, чтобы подготовить достаточное количество квалифицированных кадров. Сколько выпусков и сколько человек обучилось в школе в военный период, к сожалению, до сих пор неизвестно. Но недавно было сделано еще одно важное открытие: найден участок, где стояла одна из майн. На дне сохранились даже останки строения. Именно здесь был возложен венок в память о военных водолазах, а в парке появился небольшой мемориал с якорем, водолазным шлемом и мемориальной плитой. Поисковая работа продолжается. К ней привлечены все, кому интересна история города, создана специальная страничка в интернете, информация размещена в соцсетях, также существует отдельная экспозиция в городском музее.

 

При подготовке материала использованы архивы музея «Вехи истории» школы № 50 г. Слюдянки; книги Н.С. Пономаревой «Военно-мемориальные некрополи Слюдянки 1942–1948 гг.»; сводные сведения, собранные журналистом и краеведом В.П. Силантьевым.

Факты:

  • Слесарь-гарнитурщик Беляков полтора суток не выходил из цеха паровозного депо, пока не выполнил срочное задание. По нормам довоенного времени на эту работу полагалось 80 часов, товарищ Беляков выполнил ее за 36 часов.
  • 26 человек – жены рабочих, служащих слюдфабрики – вышли на производство и помогали мужьям перевыполнять программу по добыче слюды, а 30 многосемейных жен рабочих кололи слюду на дому.
  • Юный разборщик забойного сырца, 13-летннй Вася Еремин, давал 150% нормы, перекрывая норму взрослого рабочего.
  • 1,2 млн рублей внесли слюдянцы для постройки танков «Иркутский колхозник». В целом за годы Великой Отечественной войны трудящиеся района внесли в фонд обороны около трех миллионов рублей и сдали облигаций госзаймов на 1,6 млн рублей.