Дорожная карта по спасению памятников

Концепцию сохранения памятников деревянного зодчества начали разрабатывать в Иркутской области по поручению врио губернатора Игоря Кобзева. Напомним, у нас расположено 28% от общего числа таких объектов по стране. О том, как идет работа над документом, газете «Областная» рассказал руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Виталий Соколов.

 

– Виталий Владимирович, Приангарье славится своим деревянным зодчеством, неужели концепция по его реставрации создается впервые?

– В разные периоды были подходы к ее разработке. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы она стала реальным инструментом для качественных изменений в этой сфере. В реестре деревянного зодчества региона – 4 тысячи объектов. Из них 400 имеют статус памятников федерального или регионального значения, остальные – выявленные объекты культурного наследия. И это не просто список. Памятники разбиты на группы, и по каждой определен возможный механизм сохранения. Например, есть многоквартирные жилые дома, бесхозные объекты, некоторые расположены на заброшенных территориях. Больше 80% объектов находятся в частной собственности.

 

– Как эти механизмы будут работать?

– Проанализировав весь реестр, мы условно разделили памятники на несколько категорий по возможности финансирования. Памятники деревянного зодчества, которые находятся в госсобственности, могут быть отреставрированы в рамках федеральных и региональных программ. Для приведения в порядок остальных объектов необходимы иные механизмы. Среди них – многоквартирные дома, реставрация которых для нас является огромной проблемой. Таких объектов более 200. Причем нужно учитывать, что в них живут люди, и техническое состояние этих памятников очень разное. Здесь уже реализуется программа капитального ремонта, то есть средства на них выделяются. Некоторые дома признаны аварийными и уже расселяются.

Источником финансирования реставрации памятников может стать курортный сбор. Об этом сказал Игорь Иванович Кобзев в своем послании Законодательному Собранию. Мы уже разрабатываем дорожную карту этого механизма.

Еще один инструмент, который пока не применяется в Иркутской области, да и в России, это развитие застроенных территорий. Механизм позволяет инвестору расселить за свой счет аварийный дом, получить его и участок под ним в собственность и реставрировать его уже под свои цели. Отличие такого способа от того, который использует Агентство развития памятников Иркутска, заключается в том, что расселение проходит за счет средств инвестора. Это позволит ускорить процесс реставрации. Мы договорились, что Иркутск вместе с нами отработает этот механизм, что поможет ему качественно преобразовать городскую среду. Потом механизм можно будет использовать и в других муниципалитетах.

Существует еще инструмент льготной арендной платы. Он применяется в отношении объектов, которые не используются. Есть такая норма на уровне Федерации, когда государство может передать собственнику через торги объект на 49 лет за 1 рубль в год. При этом арендатор обязуется за семь лет его отреставрировать – два года дается на разработку проектной документации и пять лет – на проведение работ.

 

– Почему же в Иркутске это до сих пор не работает?

– Отсутствует нормативная база. У нас есть документ на уровне региона, который дает расчет этой льготной стоимости, но это далеко не один рубль, а 50% от рыночной стоимости, поэтому механизм не привлекателен. Сейчас мы внесли на уровне правительства вопрос о пересмотре этого документа, ведь потребность у инвесторов в таких объектах есть, как и памятники, которые можно передать на таких условиях. Причем в других регионах – центральной России и Томской области – стоимость аренды памятников реально составляет 1 рубль. Однако она становится таковой после того, как человек отреставрировал объект. Мы же, понимая нашу специфику, хотим, чтобы рубль был сразу. Модель интересна тем, что мы, ко всему прочему, учитывая место, где находится памятник, можем прописывать и его целевое использование.

 

– А как вы это будете отслеживать?

– Договор имеет очень жесткие сроки. Невыполнение условий является основанием для его расторжения. А так как он заключается на торгах, мы можем сформировать необходимые требования, чтобы снизить риски его неисполнения.

 

– Почему концепция посвящена только деревянному зодчеству, а как же каменные объекты?

– Я думаю, здесь несколько причин. Во-первых, Иркутск в плане историко-культурного наследия ассоциируется именно с деревянным зодчеством. Во-вторых, 75% всех памятников региона – это деревяшки. В-третьих, сейчас в силу конструктивных особенностей деревянные строения особенно подвергаются разрушительному воздействию времени, это та самая зона риска, на которую сейчас нужно обратить пристальное внимание. Безусловно, и каменные объекты нуждаются в реставрации, но если расставлять приоритеты, то деревянные памятники однозначно выходят на первый план.

 

– В каких еще городах и поселках сосредоточено большое количество деревянных памятников?

– Одна из задач концепции – определение пилотных муниципальных образований, где она будет реализовываться. По количеству памятников деревянного зодчества лидирует Иркутск, где расположено 720 объектов. Более сотни находится в поселке Верхоленск Качугского района. В Иркутском районе насыщены такими объектами поселки Урик и Усть-Куда. Также немало их в Киренске, в Бельске. Кстати, еще один инструмент сохранения зодчества – перенос памятников из отдаленных районов. Особенно это актуально для православных храмов, и руководители метрополий согласны с таким подходом, поэтому сейчас идет этап актуализации и анализа информации в данном разделе.

 

– Кто вошел в рабочую группу по созданию концепции, и когда она будет готова?

– В ней около 30 постоянных участников во главе с исполняющей обязанности заместителя председателя правительства Иркутской области Валентиной Вобликовой. В составе: министры, депутаты Законодательного Собрания, представители Службы архитектуры Иркутской области, Ассоциации муниципальных образований, Агентства по туризму региона, администрации Иркутска, силовых структур, МЧС, прокуратуры, религиозных конфессий, общественных организаций. Между заседаниями у нас регулярно будут проходить рабочие встречи с заинтересованной общественностью. Сроки разработки концепции очень сжатые. После 20 мая мы представим ее на всеобщее обсуждение, поэтому мы работаем в очень плотном графике. К 1 июня ее направят в правительство Российской Федерации. На федеральном уровне такой документ был разработан в 2019 году.