Терпеливая природа

По предложению Законодательного Собрания, областная КСП провела проверку финансового обеспечения полномочий Иркутской области по охране окружающей среды. Ее результаты рассмотрела комиссия по контрольной деятельности под председательством Тимура Сагдеева.

Как отметили аудиторы в своем отчете, областной закон, принятый еще в 2008 году «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды Иркутской области», рамочный и расплывчатый. Им не конкретизированы расходные обязательства области и не определены механизмы участия в реализации федеральной политики в сфере экологического развития РФ.

 

Наследство промышленных гигантов

По мнению КСП, отсутствие необходимого и достаточно правового регулирования расходных обязательств Иркутской области в этой сфере препятствует разработке программы поэтапной ликвидации накопленного вреда окружающей среде, находящегося на бывших промплощадках ООО «Усольехимпром» и ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».

Так, например, в 2019 году областное министерство природных ресурсов и экологии запланировало 95 млн рублей на ликвидацию объектов с накопленным экологическим ущербом на территории БЦБК. Но эти ассигнования не имели под собой правовых оснований, поскольку эти объекты не являются государственной собственностью Иркутской области, а находятся в собственности коммерческой организации и составляют конкурсную массу в процессе банкротства.

Как констатирует КСП в своем заключении, из-за отсутствия системности, комплексности, законности действий всех участников отношений по ликвидации отходов БЦБК (Минприроды РФ, областного минприроды и подрядчика АО «Росгеология») работы, выполнить которые предусматривалось в 2017–2019 годах, до сих пор не начаты, а федеральные и областные деньги в размере 3,8 млрд рублей возвращены в бюджеты.

Долгое время началу работ по демеркуризации цеха ртутного производства на «Усольехимпроме» мешало одно обстоятельство: земельный участок под цехом находился в федеральной собственности, и только недавно, в ходе проверки КСП, он передан в собственность Иркутской области. Если проект по демонтажу пропитанного парами ртути здания, оцениваемый в 1,2 млрд рублей, будет включен в федеральную программу «Чистая страна», то работы могут начаться уже в ближайшее время.

Но, как отмечают аудиторы, накопленный вред окружающей среде не ограничивается только цехом ртутного производства. На промплощадке бывшего «Усольехимпрома» находятся здания корпусов промышленного производства в полуразрушенном, аварийном состоянии, обнаруживаются емкости с химическими веществами, количество которых никем не установлено, выявлены скважины под давлением, в которые предположительно закачан ядовитый эпилхлоргидрин. Причем большая часть земельных участков находится в собственности коммерческих организаций, и власти Иркутской области не имеют права начать там ликвидацию опасных промышленных отходов.

По мнению председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Романа Габова, возникновение таких опасных очагов загрязнения окружающей среды, как БЦБК и «Усольехимпром» – это не просто чья-то халатность, а результат преступной деятельности. И было бы справедливо привлекать к ответственности собственников этих предприятий, нанесших колоссальный вред природе.

Теперь государство вынуждено тратить десятки миллиардов рублей на ликвидацию накопленных отходов, те миллиарды, которые бы могли пустить на финансирование социальных проектов, – отметил парламентарий.

 

Правила для полигонов

На заседании комиссии также обсуждался ход реализации «мусорной» реформы, в частности, строительство мусороперерабатывающего комплекса в окрестностях Ангарска, в пади Ключевая. Его запланированная мощность – 200 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год.

Контракт на выполнение проектно-изыскательских работ на этот объект был заключен в мае 2018 года, в октябре того же года он приостановлен, а в марте 2019 года расторгнут по инициативе подрядчика из-за невозможности его реализации. Выполнению работ препятствовало отсутствие подъездных путей и точек подключения к инженерным сетям, а главное – не был передан в безвозмездное пользование один из земельных участков, что не позволяло определить границы отчуждения. Только в декабре 2019 года был заключен контракт с новым подрядчиком, срок исполнения которого определен до сентября 2020 года.

Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова попросила объяснить, по каким правилам ведется отбор мест строительства полигонов твердых бытовых отходов в области.

Мне известно, что мусор из Чунского района возят в Братск. Сами понимаете, насколько это обременительно. Неоднократно подавали заявки на финансирование собственного полигона, но никто не реагирует. Мне хотелось бы знать, целесообразность диктует размещением полигонов или что-то другое? – поинтересовалась Наталья Дикусарова.

Как считает проводящая проверку аудитор КСП Лариса Мулярова, во главе угла должны быть поставлены готовность проектно-сметной документации и наличие средств в областном бюджете.

Потребность в полигонах на территории Иркутской области есть, и немалая. Необходимо более тщательно подходить к отбору проектов, чтобы не возникала ситуация, как в Усть-Ордынском Бурятском округе: когда начали строить, оказалось, что не на той территории. Мешает отсутствие системы. Строит минстрой, а принимает решение министерство природных ресурсов. И мы не увидели между ними слаженной работы. Нет в области и целостной концепции реализации мусорной реформы, – пояснила аудитор.

Председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике и связям с общественными организациями Лариса Егорова сообщила, что в Законодательное Собрание поступило заявление с просьбой проверить законность строительства «мусорного» полигона в Култуке Слюдянского района, подписи под ним поставили более 300 жителей. Необходимо, считает она, разобраться с правомерностью его строительства на данной территории.

По итогам рассмотрения отчета КСП члены комиссии рекомендовали областному правительству обратиться в органы исполнительной власти Российской Федерации с просьбой определить мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территориях ОАО «БЦБК» и ООО «Усольехимпром» и источники их финансирования.