Увеличить целевую подготовку кадров

В стенах Законодательного Собрания прошло совещание депутатов всех уровней по целевой подготовке педагогов и медицинских работников.

По мнению и.о. областного министра образования Елены Апанович, слабое место в целевой подготовке высшей школы – это низкий уровень знаний абитуриентов.

– Я говорю, прежде всего, об учителях. Раньше целевая подготовка была лазейкой попасть на бюджетное место, и туда шли ребята не самого высокого уровня подготовки. Сейчас есть возможность эту ситуацию кардинально изменить.

В прошлом году министерство образования рекомендовало муниципалитетам проводить конкурсы среди ребят, которые идут на целевое обучение. Но пока, призналась Елена Апанович, качество набора не улучшилось. Не выросло и количество студентов, претендующих на получение дополнительной стипендии в 3 тыс. рублей. В законе, который установил эту меру поощрения студентам, заключившим договор о целевом обучении, фигурируют критерии, которые в силу слабой подготовки ребят из сельской глубинки трудновыполнимы. В частности, сдавать сессию без троек. Сегодня лишь треть обучающихся получают эту стипендию.

Главное условие закрепления кадров на селе, считает министр, это наличие жилья и развитой инфраструктуры:

– Мы столкнулись с этой проблемой, претворяя в жизнь федеральную программу «Земский учитель». На наш регион было определено 97 вакансий. И не все территории их смогли закрыть, поскольку основным условием было наличие жилья, а у них его нет.

О низкой подготовке выпускников сельских школ говорила и заместитель областного министра здравоохранения Галина Синякова:

– В наших медицинских колледжах очень высокий проходной балл, где-то 4,6–4,7, почти как в вуз. Он просто не по силам сельским ребятам, приходящим к нам по целевому набору. И здесь возникает дилемма: если мы целевым обучением занизим уровень наших обучающихся, то кого мы будем выпускать? Может быть, стоило создавать, как было раньше, систему подготовительных курсов. Надо подтягивать таких ребят. Но каждый год контрольные цифры приема остаются на одном и том же уровне. В 2019 году выпустили 479 фельдшеров и 379 медсестер. Этого, конечно, недостаточно. В ФАПАх работают люди преклонного возраста, которым требуется замена. А менять некем. Пошли навстречу лишь Тулуну и Нижнеудинску, попавшим под затопление, увеличив им набор в медицинские колледжи на 25 человек. Насущная задача – увеличить контрольные цифры приема. А возможности для обучения у нас есть.

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова сообщила, что Совет законодателей провел анализ субъектов СФО по обеспечению кадрами бюджетной сферы в образовании и здравоохранении.

– В Иркутской области процент закрытия кадровой потребности вузовской системы региона – всего 29%, в системе среднего профессионального образования – только 41%. Анализируя на сегодняшний день государственную политику в области закрепления кадров, основное внимание будет уделено целевой подготовке и, следовательно, мы должны совершенно четко представлять этот механизм.

Группой депутатов Заксобрания был подготовлен проект закона о назначении ежемесячной денежной выплаты для отдельных категорий студентов, поступивших по договорам целевого обучения по программам среднего педагогического и среднего медицинского образования. Законопроект устанавливает с 1 сентября 2020 года ежемесячную денежную выплату в размере 3450 рублей при условии отсутствия у студента по окончании учебного семестра оценок «удовлетворительно» и академической задолженности.