Подарок на все сто

Вековой день рождения участника Великой Отечественной войны Алексея Новопашина стал по-настоящему запоминающимся событием не только для самого юбиляра, но и для жителей деревни Куда, где проживает ветеран. В качестве подарков на столетие от врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева Алексей Иванович получил юбилейную медаль «75 лет Великой Победы», именные часы и… автобусную остановку.

Дом Анастасии Алексеевны в селе Куда, где с ее семьей живет отец Алексей Новопашин, теперь едва ли не каждый день осаждают гости. Вот и сегодня, кроме журналистов районки и газеты «Областная», к ним приехали корреспонденты Первого канала.

– Работаю сверхурочно и даже без обеда, – шутит Алексей Иванович. – Все рассказываю, как до такой жизни докатился.

Такого внимания за свою долгую жизнь скромный труженик и впрямь удостоился впервые. Родился Алексей Новопашин в Жигаловском районе, в самой последней по реке Илга деревушке Христофорово.

– Пишусь, что четыре класса образования имею, а почитай учиться мне и вовсе не довелось, – поясняет юбиляр. – Школа была далеко, да и отец сызмальства начал таскать с собой в тайгу, охотой занимались. Чем больше прожить? Пушнину и мясо добудешь, сдашь, тем и сыт. А в колхозе что получали – 10 копеек на трудодень! Нас у отца с матерью было четверо, я сразу после старшей сестры шел, не девчонке же по лесу с мужиками шастать.

В 1940 году Алексея призвали в армию. Служить он попал в Маньчжурию. За месяц до этого женился на своей односельчанке Анисье. К концу первого года службы из письма родных узнал о рождении сына. Попросил, чтобы назвали Анатолием, но увидеть своего первенца молодому отцу довелось только через пять лет. В 1941 году началась Великая Отечественная война.

– Собрали нас всех на плацу и сказали, что на страну немец пошел, – припоминает минувшее Алексей Иванович. – Думали, на запад начнут отправлять, но нет, оставили на месте, мы же границу охраняли – там, где река Сунгари в Амур впадает. Сторожили страну от японцев. Я в артиллерии службу нес. У нас такие тяжелые орудия стояли – разве их куда перетащишь? Один снаряд под пятьдесят килограмм! Помню, образовался какой-то японский пароходишко, мы трахнули изо всех пушек, и куда он девался… После тоже пытались, не пустили мы никого…

В родное Христофорово ефрейтор Новопашин вернулся в 1946-м. В деревне, говорит, почитай одни женщины да ребятишки остались – всех мужиков война выкосила. Нищета такая – хоть волком вой. Коровенки от голода на ногах не стояли, фермы завалились, в полях – будылья по пояс. Из «техники» только грабли, лопаты да литовки.

– Колхозишко наш маленький был, а все равно работы хватало, – рассказывает ветеран. – Поставили меня сначала плотником, потом, когда жизнь немножко наладилась, я на трактор и комбайн пересел, выучился на механизатора. Полей стали пахать поболе, скотину по-новой развели. Так больше десяти лет и прокатался на железном коне. Когда колхозы начали в один сливать, в центральную усадьбу Лукиново перебрались. В колхозе имени Ленина я уже животноводом работал. Оклад мне положили. А в 2006-м в Жигалово переехали.

Уже после войны нажили они с Анисьей еще пять дочерей.

Отец с матерью до того дружно жили, что все нам завидовали, – делится одна из них, Мария Алексеевна. – Ни драк, ни скандалов в доме отродясь не бывало. И нас никогда не обижали, хотя всегда в строгости держали, с малолетства к труду приучали. Отец часов в пять утра наладится на сенокос ехать, мы поймаемся сзади – и с ним. Копны подцепляли, сено помогали в стога метать. Так одна за одной и выросли. Трудодни наши то на отца, то на деда начисляли. Когда хватились пенсии оформлять, а документов-то и нет…

А еще, хвалятся дочери, их отец был знатный охотник. Никогда из тайги пустым не возвращался. Сорок медведей за свою жизнь добыл, а сорок первый, как по легенде положено, едва не стал для него роковым.

С сыном тогда пошли, в ноябре дело было, – оживившись от охотничьих воспоминаний, растолковывает Алексей Иванович. – Медведя тогда все ели, никакой заразы у него не было. На копытного лицензия была нужна, а медведя – добывай сколь хошь. Увидели след, и собаки залаяли, знамо на кого лают. Мишка берлогу выкопал, а спал в гнезде повыше, ивняку натаскал и полеживал себе. Лесу-то вокруг нету, чтобы в дыру к ему натолкать. Мелочь да березнячок только. Я сыну велел их рубить, а сам караулить с ружьем наладился. Анатолий пока подавал мне эти прутья, я наклонился, а медведь уж из той дыры на меня. Сгреб, перевернул и ружье вышиб. Когда в себя пришел, смотрю, он сына крупежит. Подполз к ружьишку, два раза стрельнул, отогнал зверя, убрался он. А на другой год мы его все ж таки захлестнули. В это же место вернулись. Ободрали шкуру, увидели, что старая пуля в его спину тогда вошла и насквозь прошила. Стало быть, рассчитался я со своим обидчиком. Худущий, правда, был. Собакам скормили. Соболей тоже имал. Как-то штук восемнадцать притащил, а так пять-шесть, не больше. А белки после войны было хоть лопатой греби. Мы четверо ходили – что ни день – сотня. По 30–35 белок каждый настреливал. Зимовье построили, там в ем и жили всю осень, докуль можно было…

Мирная жизнь, говорит, как один миг пролетела. Не успел оглянуться – состарился. Выросли дети, выучились, дочери одна за другой замуж повыскакивали. Только вот единственного сына они с женой не уберегли, тридцатилетним потеряли. Разбился Анатолий на машине. И любимую жену Анатолий Иванович больше двадцати лет назад схоронил. Успели, правда, бриллиантовую свадьбу отметить, 60 лет вместе прожили.

На столетие к Анатолию Новопашину все дочери собрались: Людмила, Мария, Августа, Галина, Анастасия, зятья, 12 внуков, 18 правнуков, 5 праправнуков – еле всех сосчитали. Приехал поздравить на торжество мэр Жигаловского района Игорь Федоровский, привет от земляков передал, песню исполнил. Но самый неожиданный подарок ветеран получил от врио губернатора Игоря Кобзева.

В первый раз глава региона побывал в гостях у Алексея Новопашина в начале января, когда первому в области вручал юбилейную медаль «75 лет Победы». Тогда Алексей Иванович и обратился к нему с просьбой поставить остановочный павильон на автомобильной дороге, проходящей через деревню Куда. Игорь Кобзев пообещал. Новенькая остановка в нескольких метрах от дома появилась за несколько дней перед 9 марта – сотым днем рождения Анатолия Новопашина. А на сам юбилей Игорь Кобзев вручил ему именные «губернаторские» часы.

– Велел еще десять лет жить, пообещал приехать и проверить, ношу я их или нет, – улыбаясь, поясняет именинник. – Человек хороший, славный. Настоящий мужик: сказал – сделал. И все довольны теперь.

– Вы не представляете, какая это была раньше проблема, – подхватывает Мария Алексеевна. – Самые ближайшие остановки до этого находились в Хомутово и в середине Куды. В нашем околотке, где сплошь новые дома, ничего. Стояли возле заправки, голосовали. Кто остановится – хорошо, нет – пешком бредешь. Надо еще было уговорить водителя, чтобы остановился. Один раз увез меня в Хомутово, а это километров за пять отсюда. Молодым-то, может, и незаметно пробежаться, а нам, пожилым, тяжеловато. Вчера села на 423-й автобус и попросила выйти на новой остановке. Тот без всяких разговоров притормозил…

– Губернатор еще сказал, что, дескать, остановку эту Новопашенской назовут, – добавляет Алексей Иванович. – Может, это и нескромно, но приятно. Сына-то у меня не стало, дочери фамилии посменяли. А так, глядишь, и вспомнят о ней добром люди, как меня не станет.

– Ты же до 125 лет жить собрался! Сам говорил, что сон такой на днях видел, – урезонивает отца Анастасия Алексеевна.

– Может, и доживу, – соглашается тот. – В нашей родове никогда таких долгожителей не было. Мама в 60 померла, отец – в 84.

На вопрос, как дожить до векового дня рождения, поясняет:

– Кто ж его знает. Видно, работа здоровье сохраняет…

И сегодня, хвалятся дочери, их отец ни минуты без дела не сидит. В огороде помогает, с правнуками нянчится, пилит, строгает, а еще каждое утро обязательно зарядку делает. На празднования Дня Победы собирается поехать в Иркутск – губернатор его пригласил лично.

– Когда в Жигалово жил, на парад в область ездил, – подтверждает Алексей Иванович. – А теперь хочу со своей остановки в путь отправиться. Сказали, сопровождающего дадут…