Как бороться с жестоким обращением в семье и школе?

Детей прижигали кочергой…

Жестокое обращение с детьми – эта тема стала предметом для разговора в пресс-центре газеты «Областная». Эксперты привели примеры, когда дети становятся жертвой не только в собственной семье, но и в школе. Как определить, что ребенок столкнулся с травлей или насилием? Откуда рождается агрессия? И чем родители могут помочь своим детям?

 

Вопиющие факты

В отношении детей в регионе ежегодно регистрируется более 2,5 тыс. преступлений. Около 13% – тяжкие и особо тяжкие. Только в 2019 году зафиксировано 14 убийств, умышленное причинение вреда – 13 случаев, средней тяжести – 26, побоев – 59. За преступления в отношении детей к уголовной ответственности привлечены более 1,5 тыс. законных представителей. Совершают преступления в основном отцы, чуть меньше – матери, родственники и члены семьи. Дети погибают и в результате ДТП – 21 случай, пожаров – 18, в воде – 14, свели счеты с жизнью – 26. Такой информацией поделилась Людмила Храменкова, начальник отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Иркутской области.

О вопиющих фактах жестокого обращения с детьми рассказала и Юлия Исаева, руководитель отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Иркутской области:

– Одно из уголовных дел, вызвавших широкий общественный резонанс, произошло в городе Усолье-Сибирское. В опекаемой семье от взрослых пострадало три ребенка, которых истязали несколько лет. Например, опекун заставлял мальчика, который страдал от дисфункции мочевого пузыря, высасывать мочу из памперса. Детей прижигали кочергой, их избивали. По приговору суда женщина получила 400 часов обязательных работ, мужчина – три года лишения свободы. Безусловно, необходимо усилить наказание за такие преступления.

Также Юлия Исаева отметила, что чаще стали выявлять преступления, связанные с половым насилием. Их не стало больше, просто изменился подход к их фиксации. Если ранее один взрослый совершал неоднократные преступления в отношении одного ребенка, они квалифицировались как одно продолжительное преступление. То сейчас каждое половое сношение с ребенком – это отдельное уголовное дело.

В области более 100 потерпевших по таким видам преступлений. Санкции за педофилию – 15–20 лет лишения свободы, – уточнила эксперт.

Жесткое обращение с детьми есть не только в семье, но и в школе. Каждое пятое обращение в аппарат уполномоченного – это жалобы на те или иные действия в образовательных учреждениях. Об этом сообщила Татьяна Афанасьева, руководитель аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области:

Много обращений идет по начальной школе. Дети приходят несоциализированные, они не посещали детские сады, воспитывались дома. Чувствуется острый дефицит узких специалистов – дефектологов, психологов, логопедов. Есть случаи антипедагогических мер. Чем это вызвано? Неумением мирным путем решать конфликты. Не так давно мы выезжали в одну из школ Тулуна. Учащийся 8 класса полностью игнорирует все правила и требования, которые должен выполнять школьник. Когда стали разбираться, почему у него такое вызывающее поведение, то оказалось, что история длится с 6 класса, когда конфликт не был разрешен, ребенок оказался жертвой, и никто не пришел ему на помощь. В итоге у подростка проблема усугубилась, у него сформировалась сильная обида к школе. Мы держим ситуацию на контроле, надеемся на мирное урегулирование конфликта, – поделилась Татьяна Афанасьева.

Психологи работают только в половине школ региона. Об этом рассказала Инна Торунова, начальник отдела дополнительного образования министерства образования Иркутской области:

Хороший опыт по мирному урегулированию конфликтов у школы № 30 в Иркутске, где применяются техники медиации. Здесь научились работать с конфликтующими сторонами и приходить к добровольному примирению сторон.

 

Жертва и агрессор

Во время круглого стола психологи подняли тему буллинга – это иностранное слово переводится как «травля». Из-за доступности гаджетов и интернета получает распространение так называемый кибербуллинг. Современное поколение подростков не мыслит свою жизнь без постов в социальных сетях, фото в инстаграме, школьники ведут свои каналы на ютюбе. Но и в интернете никто из них не застрахован от травли, приобретающей агрессивные формы за маской анонимности.

– Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, очень важно, чтобы он рассказал об этом взрослым. Не важно, будет ли это родитель или учитель, или близкий родственник. Можно позвонить по телефонам доверия или сообщить о факте травли на сайт www.травлинет.рф. Отвечать на травлю теми же инструментами (обзыванием, агрессией и т.д.) нельзя. Кибертравля не закончится путем отбирания сотовых телефонов, запрещением интернета. В таких случаях эффективными оказываются сбор доказательной базы и обращение в правоохранительные органы, – пояснила Анна Старкова, замдиректора областного центра профилактики, реабилитации и коррекции.

А если ребенок выступает в роли агрессора? Из-за чего рождается насилие? На эти вопросы ответила Наталья Дичина, федеральный эксперт по программам воспитания в Иркутской области:

Агрессивность – это свойство личности, присуще как мужчинам, так и женщинам. Есть условия, попадая в которые, люди начинают проявлять данное свойство. Чаще всего, когда возникает ситуация, в которой ощущается дискомфорт. Например, если ребенок не чувствует внимания своих родителей. Или подросткам присуще такое свойство, как самоутверждение, он еще ничего не достиг в жизни, но ему хочется быть взрослым. Если в семье принято друг друга оскорблять, то ребенок перенимает этот опыт. Также агрессия может быть следствием жестокого обращения родителей, когда ребенок испытал состояние жертвы, после этого он чаще всего выступает агрессором. Оказывают влияние и различные субкультуры.

Как можно остановить агрессию ребенка? Чем ему может помочь родитель?

– Агрессия порождает агрессию. Сегодня все друг друга предпочитают критиковать, а ребенок, как губка, впитывает весь негатив и дальше несет его в общество. Чтобы ребенок не вырос агрессивным, надо самому проявлять любовь к детям, говорить больше комплиментов, теплых слов, – отметила Маргарита Галстян, директор областного центра профилактики, реабилитации и коррекции.

 

Гаджеты в руках родителей

Эксперты отметили, что в настоящее время утрачивается эмоциональная связь родитель – ребенок из-за гаджетов. Исправить ситуацию помогают службы психологической помощи. Иногда детям требуется медикаментозная коррекция поведения, поэтому к решению проблемы подключаются психиатры.

– К нам попадают дети с тяжелыми случаями. При осмотре врач фиксирует травмы: ссадины, синяки, царапины, ожоги от сигарет, следы от ударов ремнем, шрамы, кровоподтеки, выбитые или расшатанные зубы, разрыв верхнего века, множественные гематомы, переломы. Список травм, поверьте, внушительный. Родители не признают, что это они причинили телесные увечья детям. Многие активно себя выгораживают и защищают. А во время пребывания родителей и детей в нашем стационаре мы видим, что мамы редко общаются с ребенком – нет ни ласки, ни заботы. Взрослые проводят время в гаджетах. Кто научит мам и пап общению с ребенком? Далеко не у всех есть достойные примеры для подражания. Нам необходимо возрождать институт семьи, формировать ценности с детского сада, – поделилась мнением Марина Хорошун, заведующая центром психотерапевтической помощи детям Иркутской областной детской клинической больницы.

Все эксперты круглого стола обращаются ко взрослым: «Сообщайте о жестоком обращении с детьми. Не проходите мимо чужой беды. Ваша информация может спасти чью-то жизнь».