Чему учит детей и родителей Вальдорфская школа?

Тонкости воспитания

В уходящем году Вальдорфская школа в Иркутске отметила 25-летие. Подарком к юбилею стал переезд в новое, более просторное здание, что позволит детям учиться в одну смену.

 

Все дети талантливы

– Учеба в две смены не соответствует принципам выбранной нами педагогики. Но мы от этих принципов вынуждены были отступать, так как желающих учиться у нас было предостаточно, а организовать процесс в одну смену не получалось, – поясняет исполнительный директор школы Олег Шендеров.

История этого учебного учреждения началась с того, что группа родителей искала иную, отличающуюся от традиционной, концепцию воспитания для своих детей.

В 1990-е годы было множество разных инновационных педагогик, но мы выбирали, что называется, сердцем, – продолжил Олег Шендеров. – Сам принцип Вальдорфской педагогики, которая существует в мире уже 100 лет, признаюсь, нам был сначала непонятен. Но результаты мы видели по тем людям, которые учились по этой системе в других странах. Мы пригласили педагогов из Германии, Швейцарии, Финляндии, они нас учили на протяжении двух лет. Как показало время, мы не ошиблись в выборе. В нашей школе дети чувствуют себя свободней и умеют гораздо больше, чем другие школьники и даже взрослые. 

В альтернативной школе особое внимание уделяется ритмической системе человека. Дети через игры, упражнения осваивают собственное дыхание. Как это работает, точно никто не знает, глубоких исследований на эту тему нет. Однако если уделять ритмической системе должное внимание, это гарантирует, что до 70 лет у человека не будет проблем ни с легкими, ни с сердцем, ни с кровеносной системой.

Вальдорфская школа еще раз демонстрирует известную истину, что все дети талантливы. Рукоделие и ремесло для них – часть жизни. В школе пахнет творчеством в прямом смысле всюду. В одном из кабинетов уже на входе чувствуется запах древесины. Здесь стоят станки по дереву и инструменты для работы с ним. Олег Шендеров с теплотой показывает поделки детей: выдолбленные стамеской чашки, миски и другие предметы быта. В других классах мы увидели готовые корзины, сплетенные школьниками из ивовых прутьев, авоськи-сетки, связанные ими же из ниток, большое количество мягких и не только игрушек, полностью сделанных ребятами от стадии задумки до воплощения.

А дома у меня уже много лет находятся большие деревянные лопаточки, половники, которые мы до сих пор используем на кухне. Детям важно показать ценность того, что они делают, – поясняет директор школы.

Сегодня в иркутской Вальдорфской школе учатся 214 детей. Предметы они изучают эпохами, продолжительностью в четыре недели, затем учится другой предмет, при этом педагоги четкой границы между изучаемыми предметами не ставят, а стараются давать ученикам целостную картину мира. Уроки, особенно в начальной школе, мало похожи на традиционные занятия.

В первом классе вальдорфские школьники сидят не за партами, а на подушечках на полу, много двигаются, играют. Примерно к концу начальной школы программа Вальдорфской и традиционной школ практически совпадает, в старших классах все меньше времени уделяется ритмике, больше – основному обучению. Все дети альтернативной школы изучают два иностранных языка, играют как минимум на флейте, вяжут крючком и спицами, а по завершении обучения, которое длится 12 лет, сдают ЕГЭ.

С каждым годом все заметнее проникновение принципов Вальдорфской педагогики в стандартную систему образования нашей страны, среди которых переход на односменное обучение, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности, отказ от оценок.

 

Осознанное родительство

Вальдорфская школа прежде всего – школа родительская. Родительский комитет здесь – это орган с расширенными возможностями. Родительские собрания проходят как встречи давних друзей, а от обязанностей по подготовке мероприятий мамы и папы не прячутся, а расхватывают наперебой.

Как проходят собрания в традиционных школах? В основном разговор идет о том, сколько нужно денег сдавать, кто сдает, а кто нет. В одном классе собираются дети и родители с совершенно разными целями в жизни: для одного все упирается в деньги, для другого – в карьеру. В Вальдорфской школе все родители и дети единомышленники. Коммуникации между мной, учителем, директором и другими родителями происходят в одном векторе. Мы смотрим в одну сторону. Ребенок спокойно развивается, видя, что вокруг него люди, которые думают о том же, что и он. Мир не рвет его на части, – рассуждает председатель родительского комитета школы Константин Чуднов.

Принципы педагогики немецкого философа Штайнера требуют от родителей большой вовлеченности в процесс. При поступлении ребенка в школу руководство в обязательном порядке беседует с родителями будущего ученика, с бабушками и дедушками. Делается это для того, чтобы убедиться, что и школа, и родственники будут воспитывать его согласно общей концепции, и ученик не будет вечерами слышать от родных критику работы педагога. Иначе смысла в обучении не будет. Логично, что большинство учителей Вальдорфской школы – из числа родителей детей, которые ее посещают.

Стандартная плата за месяц обучения в Вальдорфской школе составляет 15,5 тыс. рублей. Но если есть большое желание, но нет возможности платить эту сумму, родительский комитет соберется на социальную комиссию и решит, какой уровень оплаты установить для того или иного родителя. Льготами пользуются, конечно, семьи с низким доходом и большим количеством детей.

Неудивительно, что родители, как движущая сила школы, приняли непосредственное участие в том, чтобы учебное заведение обрело новое здание. Им удалось убедить власти в том, что школе необходимо расширение. Здание по улице Красноказачьей передано учебному заведению в безвозмездное пользование до 2032 года. Привести его в порядок Вальдорфской школе помогли средства гранта, который они получили в конкурсе «Губернское собрание общественности Иркутской области». Более 600 тыс. рублей и были потрачены на организацию ресурсного центра для родителей, которые хотят больше узнать о воспитании своих детей, а также на ремонтные работы в актовом зале здания, где проходят семинары осознанного родительства.

Есть у иркутских последователей Вальдорфской педагогики и далеко идущие планы. Среди них – создание педагогического института, в котором они собираются делиться знаниями не только с родителями, но и с педагогами обычных школ, а также готовить кадры для своего учебного учреждения.