Пушнину под контроль: что ожидает охотников Иркутской области

В Иркутской области зарегистрировано более 90 тыс. охотников. Общедоступные для охоты угодья составляют 29% от всей территории региона, на которых должны проводиться биотехнические и учетные мероприятия. Однако в лесах находится всего 67 инспекторов – по два на каждый район.

Министерство лесного комплекса Иркутской области подготовило ряд изменений в закон «Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания».

– Мы планируем 60% выделенного лимита разрешений предоставлять на льготных условиях тем охотникам, которые будут на добровольных началах помогать сохранению биоразнообразию, – заявил врио замминистра Степан Пересыпкин. – Например, в проведении зимних маршрутных учетов, биотехнических мероприятий – строительстве кормушек, закладке сена и так далее. С такими охотниками будем заключать договор. По идее, это должно стать большим подспорьем для инспекторов.

Включено в законопроект и ограничение по выдаче разрешений одному лицу. Это будет касаться охоты на копытных. Сейчас можно получить несколько путевок на район. Как считает Степан Пересыпкин, поскольку разрешена только оружейная охота, нереально добыть несколько животных за столь короткий срок. То есть явно используются иные, запрещенные орудия или способы охоты.

– Еще в 2017 году вышел приказ Минприроды России, в котором говорится о создании группы общественных инспекторов по охране окружающей среды, – напомнил руководитель учебно-методического центра Иркутского государственного аграрного университета Борис Дицевич. – Охотники как раз и являются грамотными инспекторами, потому что они сдают своеобразный экзамен, когда получают охотничий билет. Когда выдается разрешение на добычу, он расписывается в графе о пожарной безопасности, об ответственности по технике безопасности. Нужно обязательно рассмотреть возможность получения таких удостоверений охотниками, если нужно, прописать порядок в законе области.

А вот законопроекты по обороту продукции, контролю за пунктами приема пушнины и административной ответственности, которые инициирует прокуратура Иркутской области, вызывают массу вопросов. Главный товаровед аукционной компании «Русский соболь» Евгений Кондратьев обозначил основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются представители пушного бизнеса:

Есть проблемы при получении разрешений на добычу мелких пушных животных. Причем они характерны только для Иркутской области. Например, для добычи 100 соболей иркутянину нужно заплатить 25 тыс. рублей. Для охотника иного региона они обойдутся в два раза дешевле – в 12,6 тыс. рублей. Дело в том, что область ограничила количество соболя в разрешении до пяти голов, в остальных регионах есть разрешения даже на 150 голов. В итоге нашему охотнику нужно заплатить госпошлину за 20 бланков, а не за один. Мне известны случаи, когда охотники докупают разрешения в других регионах. В результате теряет бюджет области.

Генеральный директор «Русский соболь» Павел Дурнев отметил, что предположительно лишь треть добытой в Приангарье пушнины проходит через иркутские аукционы. По его словам, большая часть разными путями уходит из региона на прямые контракты по рынку (мелкие пошивочные), через меховой аукцион «Союзпушнина» Санкт-Петербурга, а там за границу. Область же теряет миллионы налоговых отчислений.

– Компания постоянно сталкивается с тем, что значительная часть пушнины поставляется без разрешений, – заявил Павел Дурнев. – Принять ее компания не может, тем самым толкая охотников на черный рынок. Надо каким-то образом дать возможность охотникам легализовать пушнину, поскольку лимиты, разработанные еще в середине прошлого века, не менялись. Популяция соболя значительно выросла и угрожает популяциям белки и колонка. На мой взгляд, нужно ввести более упрощенную систему по получению лицензий.

Павел Дурнев подчеркнул, что если контроль за оборотом продукции и пунктами отгрузки будет ужесточен, еще больше соболя уйдет мимо аукционов. По его предложению, нужно принимать меры для выявления пунктов незаконной добычи, а не прибавлять бумажной работы как предприятиям, так и чиновникам.

Директор ООО «Охота-Тур» Виктор Романов рассказал, что еще в советские годы был черный рынок соболя, где по некоторым данным оседало порядка 60% всего добытого пушного зверя. Тогда установить контроль за оборотом особо ценных видов пушнины было сложно. Сейчас, по его мнению, ситуация изменилась. Потребности в такой продукции на внутреннем рынке иссякли, большинство идет на экспорт через аукционы. У нас же остается 5–10% добытой пушнины. Виктор Романов тоже считает, что законопроекты требуют тщательной проработки:

Если такие законы примут только у нас, охотники будут поставлены в условия заведомо худшие, чем конкуренты из соседних регионов. Кроме того, в обсуждаемом нормативном акте ничего не сказано о том, как будет проверяться продукция, заготовленная не в Иркутской области, а, например, в Якутии или на Камчатке. Много нюансов. Сегодня контроль за заготовкой пушнины осуществляется рядом органов. Но нет должного взаимодействия. Наладить его можно и на основании имеющихся законов.