В Иркутском драмтеатре поставили спектакль про армию

Если ты честный, чуткий и принципиальный, легко ли тебе будет сохранить свои принципы в жестокой реальности? Особенно если тебя проверяют на прочность в армии. И что важнее: выжить или остаться человеком в любых обстоятельствах? Об этом новый спектакль Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова «Чморик» по пьесе современного драматурга Владимира Жеребцова. Его поставил главный режиссер театра Станислав Мальцев на «Другой сцене».

– В спектакле возникает вечная тема воспитания чувств, формирования молодого человека, несмотря на все сложности мира, с которыми он неизбежно столкнется, – пояснил Станислав Мальцев. – Действие происходит в армии, потому что это та самая лаборатория, где человек проявляется в экстремальной ситуации. Либо он остается самим собой и становится еще крупнее, интереснее как личность, либо ломается, и с ним происходят сложные моменты.

Напомним, что постановка стала результатом лаборатории «Другая сцена – другие спектакли». Его эскиз был представлен зрителям в марте этого года. После обсуждения пьесу решили взять в репертуар.

Действие спектакля происходит в конце 1980-х годов на затерянном в степях Казахстана подсобном хозяйстве в районе космодрома «Байконур». На сцене реалии скромного солдатского быта, которые воссоздал главный художник театра Александр Плинт – две кровати с панцирной сеткой, стол, стулья, радио на тумбочке, агитация на стенах – все аскетично и функционально. Где-то неподалеку визжат свиньи, за которыми ухаживает сержант Хрустяшин (артист Иван Алексеев, Николай Стрельченко). В один прекрасный день ему наконец-то привозят помощника для нелегкого сельскохозяйственного труда – рядового Новикова (Константин Агеев, Юрий Шелковников). Юноша играет на скрипке, верит в Бога и имеет четкие принципы, отстаивая которые, может на долгое время отказываться от пищи. По словам старшего лейтенанта Алтынова (Алексей Орлов II), солдат плохо уживается с людьми: «Тормозной слишком. Вроде бы салага, месяц как призвался, а на приказы старших плохо реагирует. Командир побаивается, что забить могут».

Несмотря на разность культурных и жизненных установок, рядовой Новиков и сержант Хрустяшин быстро подружились. Ведь и сам Хрустяшин тоже попал в подсобное хозяйство, потому что однажды решил вмешаться в «неуставные отношения» между старослужащим и призывниками. Как он вспоминает, вместо того, чтобы самому усмирить пьяного сержанта, который гонял молодых солдат, он пожаловался начальству. И сослуживцы ему этого не простили. Те же призывники, которых он защищал, жестоко мстили сержанту. Поэтому дослуживать его отправили «свинарем». Здесь ему приходится терпеть издевки окружающих, скрывать от родных свое положение и попутно отбиваться от заведующего складом стройбата по кличке Бес (Артем Довгополый). Восставший против системы Хрустяшин быстро пожалел о своем геройстве и смирился с жестокой реальностью. Рядовой же Новиков продолжал отстаивать свои взгляды даже в свинарнике, замечая красоту окружающей действительности.

Однообразный солдатский быт двух солдат-свинарей в спектакле нарушается дважды. В первый вечер Хрустяшину удается пригласить к себе буфетчицу Анну с репутацией полковой блудницы. Но и в этой, потерявшей всякую надежду на нормальную жизнь женщине, рядовой Новиков умудряется увидеть королеву Анну. Во второй раз солдат навещает сестра Новикова – Катя (Анна Берлова). Такая же чистая, как и ее брат, девушка покоряет Хрустяшина. Поэтому, когда Бес предлагает увести рядового Новикова за линолеумом на третий склад, сержант делает непростой нравственный выбор – предупреждает рядового об опасности, которая нависла над его сестрой. Но когда Бес грозит ему за это жестокой физической расправой, ломается и рассказывает, в каком направлении они убежали. Однако трагедии удается избежать благодаря случайности – молодые люди заблудились в степи и разминулись с насильниками.

«Бог спас», – говорит рядовой Новиков, когда узнает о предательстве сослуживца. И в то же время не предает его, когда Алтынов приносит приказ о его переводе в штаб. Он делает непростой нравственный выбор – письменно отрекается от своей веры, чтобы быть вместе с товарищем, когда Бес придет сводить с ним счеты. В ответ же на замечание Хруста, что он напрасно отказался от Бога, Новиков отвечает, что Бог наверняка поймет, почему он так сделал, и что «каждый человек, наверное, верит в того Бога, который его понимает».

В спектакле много раз возникает мотив нравственного выбора, который герои делают под влиянием самых экстремальных ситуаций. И благодаря тому, что зрители на «Другой сцене» находятся очень близко к актерам, кажется, что они делают его вместе с героями. И каждый внутри невольно задает себе вопрос: а как бы я поступил в этой ситуации?