Строить каркасное жилье для сирот в Иркутской области предлагает омбудсмен

Ежегодное трехкратное повышение финансирования на покупку и строительство жилья для сирот в течение как минимум четырех лет позволит кардинально изменить ситуацию в этой сфере. Об этом заявил уполномоченного по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко в специальном докладе, опубликованным в газете «Областная» 20 декабря 2019 года. «Если ситуацию с обеспечением сирот жильем до 2019 года можно было назвать кризисом, то теперь она может быть обозначена как катастрофа», – говорится в докладе.

По данным министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, на 1 января 2019 года на учете состоит 9 983 сирот, достигших возраста 18 лет. Сироты стоят в очереди, как показывает практика, в среднем 5 – 7 лет. По региональной программе, в 2017 году сиротам было предоставлено 745 жилых помещений. В 2018 году планировалось предоставить 695 квартир и домов, но получилось всего 410. Министерство имущественных отношений не использовало почти 50 млн рублей, были нарушены сроки ввода в эксплуатацию 324 квартир, остались неисполненными 127 решений судов. Планы на 2019 год – 574 жилых помещения, на 2020 год – 587.

Уполномоченный по правам человека подверг критике такой способ пополнения специализированного жилищного фонда, как долевое строительство, особенно если при этом выкупается дом целиком. Минус в том, что при этом исключена возможность дольщика контролировать процесс строительства дома. Любые претензии к застройщику он может предъявить исключительно после срока сдачи недвижимости в эксплуатацию. За последние годы было много жалоб на качество такого жилья, они возникали в поселке Топка Иркутского района, Шелехове, в Кутулике Аларского района и других муниципалитетах. Кроме того, часто бывшие сироты являются социально не адаптированными, многие из них не имеют постоянного источника дохода, не могут стабильно оплачивать коммунальные платежи. «Проблема эта усугубляется в случае, если сиротами заселен целый дом или несколько близлежащих домов, – говорится в докладе. – Зачастую от обслуживания подобных домов управляющие компании отказываются категорически, долгое время подобные дома никем не обслуживаются, что отрицательно сказывается на их и без того плохом техническом состоянии. Места компактного проживания большого количества сирот становятся неблагополучным районом».

Лидерами по числу сирот, достигших возраста 18 лет и нуждающихся в предоставлении жилья, по состоянию на 1 января 2018 года являются: Иркутск – 1 353 человека; Тайшетский район – 674 человека; Ангарский городской округ – 515 человек; Нижнеудинский район – 495 человек. Наиболее сложная ситуация – в Иркутске. По данным Виктора Игнатенко, здесь жилье для сирот не приобретается с 2016 года. И если раньше городские власти кивали на то, что установлен слишком маленький размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, то в 2019 году это не могло быть аргументом – Минстрой России повысил показатель до 42 319 рублей за кв. м.

Виктор Игнатенко предлагает ряд мер. В частности, рассмотреть возможность массового строительства деревянных многоквартирных домов и жилых домов блокированной жилой застройки. «Современный каркасно-щитовой дом может иметь до 40% меньшую стоимость строительства квадратного метра и до 20% меньшую стоимость эксплуатации, чем типовой для Иркутской области дом из газобетонных блоков с утеплением и штукатуркой. Предвидя возможные доводы о том, что каркасно-щитовые дома не подходят для климата Иркутской области, отмечу, что подобные дома являются чрезвычайно распространенными в таких холодных странах, как Канада и Норвегия», – сообщает уполномоченный по правам человека. Эта рекомендация адресуется региональному правительству.

Омбудсмен предлагает Законодательному собранию внести поправки в закон Иркутской области, чтобы сиротам до получения им жилья от государства оплачивали аренду квартиры или дома. По его словам, такое практикуется в Новосибирской области. Кроме того, он призывает депутатов ЗС выступить с законодательной инициативой по закреплению минимальной доли софинансирования из федерального бюджета обеспечения сирот жильем.