С 2020 года Иркутская область переходит к прямым выплатам пособий по страховым случаям

С 1 января 2020 года Иркутская область переходит к прямым выплатам пособий по страховым случаям – по больничному листу, рождению ребенка и другим. Об этом 17 декабря 2019 года в пресс-центре газеты «Областная» рассказала управляющий Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Яна Соболь.

В Иркутской области насчитывается более 800 тыс. человек, работающих на предприятиях и в организациях различной формы собственности. На выплату пособий по страховым случаям в бюджете ИРО ФСС запланировано более 9 млрд 700 млн рублей. Эти средства будут направлены на выплаты застрахованным по пилотному проекту «Прямые выплаты».

Проект был запущен Фондом социального страхования РФ в 2011 году в нескольких регионах. Правительство Российской Федерации, оценив его эффективность, приняло решение распространить опыт на всю страну с 2021 года. Сейчас по проекту уже работают 59 регионов. Основная цель – социальная защищенность работающих граждан. Среди регионов РФ, включенных в проект в 2020 году, Иркутская область переходит в довольно сжатые сроки, поскольку ускорителем процесса стало летнее наводнение. Решение по Иркутской области правительство России приняло 13 ноября 2019 года. Иркутское региональное отделение ФСС старается максимально подготовиться и выполнить задачу «бесшовного» перехода.

С нового года застрахованный работник, как и прежде, будет обращаться с документами, которые подтверждают его право на получение пособия (больничный лист, свидетельство о рождении ребенка и т.д.) к своему работодателю. Тот в течение пяти календарных дней должен передать бумажный пакет документов или электронный реестр сведений в региональное отделение ФСС для страховой выплаты напрямую работнику. Затем уже в течение 10 календарных дней пособие назначает и выплачивает фондом напрямую застрахованному. Сейчас ФСС и работодатели взаимодействуют по принципу «зачетного механизма» – работодатель выплачивает работнику пособие, затем фонду – страховые взносы за вычетом понесенных расходов на выплату пособия, а при необходимости обращается к фонду за возмещением (выделением) средств. С 1 января эта схема станет значительно проще, что позволит работодателю не отвлекать собственные средства на выплату пособий по страховым случаям.

Важно отметить, что организаций численностью более 25 человек должны отправлять сведения исключительно в электронном виде. Страхователи, численность коллектива которых 25 и менее человек, могут подавать документы на бумажном носителе, либо в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью.

Следует обратить внимание, что первые три дня больничного по-прежнему оплачиваются работодателем. Таким образом, оплата по больничному должна прийти работнику в двух суммах. Сейчас законодательно установлено, что пособие выплачивается работнику в первый ближайший день выплаты зарплаты. Для прямых выплат механизм включает в себя пять календарных дней, необходимых работодателю для передачи сведений в ФСС, и 10 календарных дней, необходимых ФСС для начисления и выплаты пособия. Это максимальный срок при корректных сведениях от страхователя. Ежемесячная выплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет будет производится с 1 по 15 число текущего месяца за предыдущий.

Способ получения пособия застрахованный работник указывает в заявлении – почтовый перевод, перевод на счет в банке, перевод на карту «Мир». Последний способ гарантирует наиболее быструю выплату пособия. К примеру, пособие по уходу за ребенком на карту «Мир» придет в течение 2-4 часов с момента перечисления ФСС.

Яна Соболь обратила внимание на то, что с 1 июля 2020 года зачисление материнских пособий будет вестись исключительно на карту «Мир». Возможны другие способы получения – на счет в банке, к которому не привязана никакая карта, или почтовый перевод. Зачислить средства на карты других платежных систем банк не сможет. В этом случае он обязан уведомить клиента о невозможности зачисления и предложит оформить карту «Мир», либо получить деньги наличными в отделении банка.

Чтобы работодатели научились быстро и корректно отправлять электронные реестры сведений, в Иркутском региональном отделении ФСС работает горячая линия по прямым выплатам (25-96-80), на сайте открыт учебный шлюз, где можно потренироваться отправлять тестовые реестры, а в разделе «Прямые выплаты» размещены обучающие видеоуроки, информация об ошибках страхователей при формировании электронных реестров и рубрика «вопрос-ответ». Высокая посещаемость сайта доказывает, что бухгалтеры и кадровики активно изучают новый механизм. Кроме того, сотрудники Иркутского регионального отделения ФСС провели более 200 семинаров для разных групп страхователей – крупнейших компаний, министерств и их подведомственных учреждений, для представителей правоохранительной, муниципальной систем, а также для среднего и малого бизнеса. Такие программные продукты, как 1С, «Парус», «Контур», СБИС полностью подготовлены и обеспечивают весь функционал для работы с прямыми выплатами. Работа бухгалтера в этих программах по заполнению электронных реестров оперативна и проста.

По словам Яны Соболь, более всего переход к прямым выплатам ждали малый бизнес и бюджетные учреждения, поскольку теперь можно не беспокоиться за работника, который получит положенные выплаты своевременно и при любом финансовом состоянии предприятия, при этом не нужно отвлекать собственные средства на выплату пособий, как при зачетном механизме. Задачи предприятий с нового года – в полном объеме оплачивать страховые взносы, чтобы не иметь задолженности, и своевременно отправлять правильно оформленные электронные реестры в фонд.

Проект «Прямые выплаты», по мнению управляющего ИРО ФСС, подвигнет работодателей более широко использовать различные электронные сервисы, например, электронный листок нетрудоспособности.

На сайте фонда открыты личные кабинеты.  Личный кабинет страхователя, где можно увидеть все взаимодействие с ФСС, в том числе, направленные электронные реестры и извещения, если реестр не принят из-за ошибок. Электронный листок нетрудоспособности для работника дает возможность в личном кабинете застрахованного лица (войти в который на сайте Фонда можно используя пароль и логин от портала госуслуг) отследить его открытие, продление, закрытие, заполнение, направление на выплату пособия. Есть возможность на калькуляторе проверить правильность начисления пособия. Работодателю электронный бюллетень позволяет сократить время по внесению сведений в электронный реестр сведений по прямым выплатам. Программа практически сама формирует все данные. Лидерами по электронным листам нетрудоспособности в Иркутской области являются Саянскхимпласт, «Саянский бройлер» (95% электронных листов нетрудоспособности от их общего числа), Братский алюминиевый завод (90%), региональные предприятия группы «Илим» и компании «Роснефть» (более 80%), Иркутскэнерго (более 70%). Область в целом занимает 15 место среди 85 регионов по количеству выданных электронных листов нетрудоспособности. При этом все 100% медучреждений, подведомственных министерству здравоохранения, выдают электронные листы. Врачи также оценили преимущества электронного документооборота.

Со следующего года ФСС будет также удерживать алименты и выдавать справки 2-НДФЛ от сумм начисленных пособий и справки о выплаченных пособиях. Для получения справок необходимо обратиться в региональное отделение лично, или письменно, или через личный кабинет на сайте фонда. В личном кабинете можно заказать и получить справку оперативно – в течение трех дней.

Из других социальных выплат за работодателем остается обязанность оплаты четырех дополнительных дней отдыха родителям детей-инвалидов и выплата социального пособия на погребение. Эти расходы ФСС также возместит при обращении страхователя. Работодателю важно своевременно информировать фонд, если у застрахованного работника утрачено право на получение ежемесячного пособия, как в случае с материнскими пособиями (увольнение работника, лишение родительских прав, смерть ребенка и т.д.).

Начальник отдела администрирования страховых взносов ИРО ФСС РФ Ольга Шиманович обратила внимание на то, что работодатель несет ответственность за достоверность заполнения электронного реестра и представленных сведений. В случае переплаты Фондом средств застрахованному лицу, возмещать их придется страхователю. Он же несет административную ответственность за своевременно не предоставленный документ и оплачивает штраф.