Мусорная реформа: от накопления к утилизации

Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по-прежнему вызывает много вопросов. В основном они связаны с ростом платы за коммунальную услугу. Этим обеспокоены как рядовые граждане, так и представители малого и среднего бизнеса. Какие мероприятия включает в себя мусорная реформа, на основании чего начисляется плата, существуют ли способы снижения расходов? Ответы на эти вопросы искали члены Общественной палаты Иркутской области.

Объем мусора как бытового, так и хозяйственного увеличивается с каждым годом, большую угрозу для экологии представляют несанкционированные свалки. Остро стоит вопрос переработки отходов, из которых можно получить сырье для последующего производства.

– Решение этих проблем предусмотрено новыми правилами обращения с ТКО, – сказал Сергей Рудецкий, председатель комиссии по противодействию коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля.

В Иркутской области мусорная реформа опирается на разработанный региональным правительством план действий. Он включает в себя обустройство контейнерных площадок, строительство полигонов для размещения отходов, ликвидацию несанкционированных свалок. В этой работе участвуют все муниципальные образования. Сооружение новых объектов инфраструктуры ведется в Слюдянском, Нижнеудинском, Черемховском, Казачинско-Ленском районах.

Реформа предусматривает утилизацию значительной части ТКО, образующихся в нашем регионе, – рассказала заместитель министра экологии и природных ресурсов Иркутской области Наталья Нураева. – С этой целью ведется подготовка к строительству межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса. Он будет состоять из нескольких технологических линий, обеспечивающих подготовку вторичного сырья для изготовления полезной продукции. Экологически чистое предприятие будет перерабатывать до 300 тыс. тонн мусора в год.

 

Из чего формируется стоимость

Эксперт Общественной палаты Сергей Куклис обратил внимание на существенное (в три и более раза) увеличение платы за оказание коммунальной услуги:

– Люди сомневаются, насколько обоснованным является рост расходов населения, вызванный мусорной реформой.

Представитель министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Алина Заваруева пояснила, что в основу расчета стоимости услуги положен установленный норматив образования отходов в течение года на одного жителя региона. Плата взимается с учетом расходов регионального оператора на обращение с этим объемом ТКО в соответствии с утвержденными тарифами.

– Обвинения в том, что нормативы образования отходов завышены, являются необоснованными и голословными, – заявила Елена Заваруева. – Установленная в нашем регионе величина находится в пределах среднего показателя по Сибирскому Федеральному округу.

При этом следует иметь в виду, что раньше граждане оплачивали только сам вывоз мусора. Теперь перечень услуг, которые предоставляет региональный оператор, значительно расширился и включает в себя сортировку отходов, обработку, обезвреживание и утилизацию. Кроме того, на операторе лежит обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО. Все это требует дополнительных затрат, которые и предусмотрены договорами, заключенными с управляющими компаниями.

 

Платить надо по факту

Плата за услугу по обращению с отходами возросла не только для населения. В еще более сложном положении оказались представители малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации. Для них вывоз мусора обходится в пять и более раз дороже, чем в дореформенные времена. Причина в том, что расчет стоимости услуги производится исходя из общей площади, которую занимает организация. Нормы не учитывают специфику работы, количество сотрудников и другие особенности, влияющие на возникновение отходов.

Председатель общественного совета при министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Валерия Кошечкина считает, что эффективным средством снижения финансовой нагрузки может стать переход на оплату по фактическому объему отходов. Такая форма предусмотрена действующим законодательством, но она требует дополнительных усилий со стороны оператора по обращению с ТКО.

Ссылки на то, что это очень трудоемкое дело, не могут приниматься во внимание, – считает общественница. – Вывоз отходов представляет собой коммунальную услугу, и она должна оплачиваться по факту ее оказания, а не каким-либо иным способом. Совершенно недопустимым является так называемое двойное обложение «мусорным налогом» некоммерческих организаций. Многие из них зарегистрированы по месту жительства их учредителей. Вот и получается, что платить приходится дважды – сначала как физическое лицо, а потом как юридическое.

 

Способ начисления

По мнению членов Общественной палаты, требует решения и вопрос о способе начисления платы за обращение ТКО. Сейчас для этого используется размер площади помещения, исчисляемый в квадратных метрах. В то же время, очевидно, что отходы образуются в результате жизнедеятельности людей вне прямой зависимости от квадратных метров. Но проблема состоит в том, что в соответствии с предварительными расчетами переход на оплату по количеству проживающих может увеличить размер оплаты, а это отрицательно скажется на кошельках многих категорий граждан.

Следует подумать о дифференцированном подходе к решению проблемы, – считает Сергей Рудецкий. – Он должен основываться на индивидуальной оценке обстоятельств, в которых находится человек. Это необходимо, чтобы защитить интересы проживающих на большой площади одиноких пенсионеров. Для поддержки многодетных семей также надо ввести определенные льготы, обеспечивающие снижение финансовой нагрузки.

 

Вместе или раздельно

Представитель регионального оператора «РТ-НЭО Иркутск» Артем Мищенко привел результаты весового контроля над количеством отходов, вывозимых на мусорные полигоны. По его словам, объем ТКО, собранных в городе Иркутске с начала года, оказался выше расчетного более чем на 0,5 млн куб. метров.

Мусора становится больше, и это ставит вопрос об организации его раздельного сбора.

В ходе обсуждения члены Общественной палаты высказали мнение, что начинать надо с сортировки отходов по месту их образования. Дело самих граждан организовать этот процесс у себя в квартире, в организации, где они работают. Задача регионального оператора оснастить контейнерные площадки специальными емкостями. Чтобы заинтересовать население в переходе на раздельный сбор, можно организовать приобретение у граждан вторичного сырья за определенную плату.

– Реформа обращения с ТКО – задача государственного масштаба, – сказал в заключение Сергей Рудецкий. – Она требует объединенных усилий власти и общества, и мы будем добиваться ее реализации с учетом интересов всех слоев населения.