Особенные дети: как им помочь?

Как достучаться до чиновников и добиться решения проблем, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов в Иркутской области? Об этом шла речь за круглым столом с представителями некоммерческих организаций.

– Мы живем в Ангарске. В нашей школе набор ребят с ограниченными возможностями проходит раз в четыре года. А надо чаще, – считает Людмила Смольникова, директор НКО «Семейный творческий интеграционный центр развития «Притяжение». – Например, в Иркутске, в 20-й школе набирают детей-инвалидов каждый год. Ну и, конечно, важна доступная среда. А это не один лишь пандус. Чтобы пребывание в школе для ребенка с ограниченными возможностями стало комфортным, на первом этаже должны находиться блок питания и спортзал.

Далеко не все дети с умеренной умственной отсталостью посещают школу. В основном они находятся на домашнем обучении. Это происходит в том числе из-за отсутствия специальных педагогов.

В Иркутской области катастрофически не хватает тьюторов, ассистентов, сурдо- и тифлопедагогов, других коррекционных специалистов. Важно организовать их подготовку на должном уровне, – подчеркнула руководитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Лилия Щеглачева.

Наталья Рагутская, руководитель областной общественной организации «Семейная усадьба», обратила внимание на то, что уже повзрослевшие дети с ограниченными возможностями нуждаются в том, чтобы их готовили к самостоятельной жизни, учили навыкам самообслуживания. С этим, по ее мнению, могла бы справиться система дополнительного образования. Пока же педагоги в домах творчества ориентированы на кружки, а нужны программы по социализации и развитию особенных детей.

Елена Михеева, член правления АНО «Адаптационно-педагогический центр «Рассвет», который занимается детьми с аутизмом, рассказала о том, что из-за отсутствия кадров было решено самостоятельно изучить передовой опыт. Сегодня в центре успешно корректируют поведение таких детей.

– 80% наших воспитанников находится на домашнем обучении, а их нужно социализировать. Учителя обычных школ не готовы к такой категории детей. Хотя модели ресурсных классов существуют в других регионах страны и работают успешно, – отметила она.

Ресурсный класс открывается на базе школы. Там создается некая инклюзивная капсула – выделяется помещение для занятия таких детей. В ресурсном классе не более восьми детей, у каждого тьютор, который помогает при необходимости. Класс делится на индивидуальную зону, зону групповых занятий, а также зону сенсорной разгрузки. Периодически дети перемещаются в разные зоны. В последующем работа в ресурсном классе позволит детям посещать занятия в регулярном обычном классе этой же школы, к которому ребенок прикреплен, обучаться вместе с детьми того же возраста, обходиться без тьютора.

Такой класс, при условии, что будет найден источник финансирования, откроют в школе поселка Луговое или Молодежного.

О своем опыте рассказали представители частной организации дошкольного образования «Василек», реализующей инклюзивный подход. Этот частный детский сад посещают здоровые дети вместе с инвалидами. Однако оказывать социальные услуги коммерческой организации нельзя.

Руководитель Ресурсного центра по поддержке НКО Павел Циколин посоветовал создать общественную организацию или присоединиться к существующей, которая является получателем услуг от министерства образования, и которая будет отдавать услуги на аутсорсинг.

Остро стоит вопрос специального питания детей-инвалидов. Общественники настаивают на том, чтобы родителям, дети которых сегодня находятся на домашнем обучении или, обучаясь в школе, приносят еду с собой, выплачивалась компенсация или выдавался сухой паек.