Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

30 октября 2019

За сбалансированное развитие территорий

Автор: Юрий Юдин

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Комиссия при региональном совете Иркутской области поддержала губернатора Сергея Левченко, представившего отрицательное заключение на законопроект мэра Ангарского городского округа.

Законодательная инициатива предусматривает перераспределение в пользу территорий области 5% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 20% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). Законопроект был внесен в областной парламент в июне текущего года и 24 октября одобрен на заседании Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.

Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина подняла вопрос о том, как реализация такого предложения отразится на сбалансированности местных бюджетов, не ухудшит ли финансовое положение территорий. Из предварительных подсчетов регионального министерства финансов выяснилось, что принятие законопроекта с учетом предложений, прозвучавших на Ассоциации, приведет к выпадающим доходам областного бюджета 2020 года на сумму 4,7 млрд рублей, из них 3,2 млрд по НДФЛ и 1,5 млрд рублей по УСН.

Наиболее выиграют три городских округа – Иркутск, Братск, Ангарск, – в бюджеты которых поступит около 2,9 млрд рублей (61%) от общей суммы. Областному центру достанется 2 млрд, Братску – 409,4 млн, Ангарску – 367,9 млн рублей. Для сравнения, Баяндаевскому району достанется всего 5,2 млн рублей, немногим более составят поступления в бюджет почти половины других территорий.

В связи с выпадающими доходами правительству региона придется перекраивать уже сформированный областной бюджет, в первую очередь сокращать объемы межбюджетных трансфертов. Это никак не отразится на бюджетах Иркутска и Ангарска, являющихся городами-донорами и не получающими дотации из региональной казны. Что касается финансовых ресурсов остальных муниципальных образований, то они чувствительно пострадают. Это объясняется тем, что сейчас данные территории получают значительно большую помощь от области, чем те дополнительные доходы, которые могут получить в случае принятия законодательной инициативы мэра Ангарского городского округа.

Заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов, обращаясь к членам комиссии, подчеркнул, что, в связи со сказанным выше, решение должно приниматься взвешенно и коллегиально.

– Позиция губернатора и правительства региона к этой инициативе отрицательная, потому что это приведет к существенному объему выпадающих доходов областного бюджета и непропорциональному распределению основной части налоговых отчислений в бюджеты ограниченного числа муниципальных образований, – отметил Дмитрий Чернышов.

Такую же позицию занимает прокуратура Иркутской области, которая тоже дала свое заключение на законопроект Сергея Петрова. «Внесение изменений в Закон о межбюджетных трансфертах в отношении муниципальных районов и городских округов ставит в неравное положение их обеспеченность доходами, что не отвечает принципу равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Городские округа имеют наибольшую экономическую стабильность по сравнению с муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, большая часть которых относится к 3 группе дотационности, а городские округа к 1 и 2 группам», – говорится в документе.

На заседании комиссии мэрам был предложен другой вариант увеличения финансовой помощи муниципалитетам. В проекте областного бюджета на 2020–2023 годы заложены средства на премирование тех территорий, которые по итогам финансового года обеспечат увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов выше среднеобластного уровня. Весь объем такого прироста будет возвращаться территориям, которые смогут распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. В 2020 году на данные цели в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей, в 2021 и 2022 – по 700 млн рублей.

Участники заседания голосованием поддержали предложение о такой форме поддержки муниципалитетов, а также позицию губернатора, который дал отрицательное заключение на законопроект мэра Ангарского городского округа.

 

Комментарии:

Главы муниципальных образований считают, что средства областного бюджета надо использовать в интересах всех жителей Иркутской области.

 

Андрей КОНОВАЛОВ, мэр Зимы:

– Инициативу по перераспределению бюджетных средств не поддерживаю, потому что она не отвечает интересам нашего муниципального образования. Основная сумма отчислений уйдет в крупные муниципалитеты, такие как Иркутск, Братск, Ангарск. А как быть другим территориям с низкой деловой активностью, испытывающим проблемы с развитием малого бизнеса? Я выступаю за сбалансированное развитие территорий, за использование бюджетных средств в интересах всех жителей области. Иного подхода допустить нельзя.

 

Владимир ОРНОЕВ, мэр Свирска:

– Львиная доля налоговых поступлений остается в крупных промышленных центрах. Но мы живем в одной области, у нас одна казна, и бюджетные средства должны служить интересам всех муниципальных образований. Свирск и без этого находится в непростой ситуации, связанной с недостатком средств на решение самых насущных проблем. Убежден, предложенное перераспределение налоговых поступлений только ухудшит наше положение.

 

Татьяна КИРИЛЛОВА, мэр Качугского района:

– Законопроект мэра Ангарского округа не учитывает интересов небольших муниципальных образований. Он ставит их в неравное положение по отношению к крупным территориям, на которых активно развивается малый и средний бизнес, уровень налоговых поступлений в бюджет значительно выше. Это недопустимо, так как существенно затрудняет выполнение обязательств местной власти перед населением, от которых зависит уровень жизни населения. В то же время я поддерживаю предложение о стимулировании муниципалитетов в их работе по повышению доходной части бюджета.

 

Олег БОРОВСКИЙ, мэр Саянска:

– Предложенные шаги по перераспределению налоговых отчислений создают препятствия для социального развития малых городов, поскольку лишают их существенной финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов. Этот инструмент предназначен для сбалансированности бюджетов муниципальных образований. А о какой сбалансированности может идти речь, если доходы от сбора НДФЛ, упрощенной системы налогообложения будут распределяться непропорционально, без учета особенностей развития отдельных территорий. Я против такого подхода, он не отвечает нашим интересам.

 

Максим РОМАНОВ, мэр Нижнеилимского района:

– По сравнению с большими городами у нас разные возможности для пополнения казны, но равные обязательства перед теми, кто живет на территории. Их надо выполнять общими усилиями, а не заботиться только об интересах собственной территории.

 

Игорь ФЕДОРОВСКИЙ, мэр Жигаловского района:

– Я сторонник справедливого расходования средств областного бюджета в интересах каждого муниципального образования. А о какой справедливости может идти речь, если реализация законопроекта не отвечает самым насущным интересам большинства муниципальных образований. Мы испытываем большие трудности, и вправе рассчитывать на поддержку в их преодолении. Для этого нет необходимости корректировать межбюджетные отношения. Поддержка может быть выражена в премировании тех муниципалитетов, которые продемонстрируют рост налоговых и неналоговых поступлений.

Другие материалы
Реклама от YouDo